По одной оценке, 2,5% перенесших COVID-19 кашляют даже спустя год после болезни (а тех, кого проблема беспокоит не так долго, должно быть еще больше). В колонке для The Conversation доцент австралийского Университета Бонд Наташа Йейтс рассказывает о причинах непроходящего кашля и способах себе помочь.
Йейтс приводит четыре возможных механизма возникновения кашля. Все они обусловлены воспалением в разных органах и системах.
- Когда воспалены верхние дыхательные пути, ткани производят жидкость, которая стекает через носоглотку. Из-за этого хочется прочистить горло, а иногда появляется кашель.
- При воспалении нижних дыхательных путей и легких организм с помощью кашля пытается избавиться от слизи. Иногда ее мало, но из-за отекших тканей человек все равно кашляет, при этом кашель получается "сухой".
- Иногда воспаление развивается не в органах дыхания, а в нервной системе. Кашель бывает и из-за этого.
- Изредка из-за воспаления ткани повреждаются так сильно, что развиваются интерстициальные заболевания легких. Это достаточно серьезное осложнение, которое необходимо диагностировать и лечить после консультации с пульмонологом.
По словам Йейтс, с мучительным кашлем после COVID-19 к ней обращаются в том числе и те, кто переболел легко.
Однако в некоторых случаях проблема обусловлена не COVID-19, а присоединившейся бактериальной инфекцией. Если кашель стал звучать иначе, чем раньше, участился, увеличилось количество отхаркиваемой слизи, в ней заметна кровь, добавились жар, боль в груди, участилось сердцебиение, усилилась одышка, то все это может указывать на бактериальную инфекцию. Также хронический кашель бывает при сердечной недостаточности, раке легких и других опасных болезнях. Если причина неизвестна, следует провериться.
- Если кашель вызывает стекающая по носоглотке слизь, помогают леденцы, промывания соленой водой, назальные спреи и сон с приподнятой головой.
- При сухости и других неприятных ощущениях в горле можно не спеша выпить воды, съесть немного меда или медленно подышать через нос (тогда воздух успеет согреться и увлажниться).
- Если кашель вызван воспалением в легких, стоит попробовать дыхательные упражнения или подышать паром.
- Для разжижения слизи можно использовать небулайзер, заполненный соленой водой.
Если ничего не помогает, то некоторые используют ингаляторы с гормональным средством — будесонидом. Правда, Йейтс оговаривается, что это лекарство не проверяли в клинических исследованиях для лечения кашля после COVID-19. Гормональные препараты в таблетках тоже еще не проверены, поэтому применять их не рекомендуют. Также не следует принимать антибиотики, если не подтверждена вторичная бактериальная инфекция.
В большинстве случаев идти к врачу нет необходимости. Кашель пройдет, пусть и не сразу. Но если есть сомнения, лучше проконсультироваться со специалистом.
После COVID-19 чаще болеют диабетом
Даже легкий COVID-19 повышает риск развития диабета как минимум в течение года, особенно для людей, у которых была предрасположенность к болезни. Об этом рассказывает Nature.
В прошлых обзорах мы рассказывали о двух исследованиях, выполненных на данных из медицинской базы американского Министерства по делам ветеранов. В них ученые установили, что у перенесших COVID-19 чаще обычного встречаются отклонения в работе сердечно-сосудистой системы и психические расстройства. В работе о рисках развития диабета снова использована эта база.
Чтобы оценить риск, исследователи сопоставили три группы ветеранов. В первую попали более 180 тыс. человек, переболевших COVID-19 и проживших хотя бы месяц после заражения. В две другие — примерно по 4 млн ветеранов, которые обращались за медицинской помощью до и во время пандемии, но не были инфицированы коронавирусом. Оказалось, что в пределах одного года в первой группе диабет развивался на 40% чаще — это 13 дополнительных случаев на каждую тысячу человек. Почти все случаи — диабет второго типа.
Риск тем выше, чем тяжелее протекал COVID-19: у госпитализированных или попавших в палату интенсивной терапии — трехкратный. Но и среди болевших дома ученые выявили восемь дополнительных случаев диабета на тысячу человек. У людей с высоким индексом массы тела (ожирением) риск более чем двукратный по сравнению с контрольными группами.
Ограничение исследования заключается в том, что в базе хранятся данные в основном о немолодых белых мужчинах, у многих из которых повышенное кровяное давление и лишний вес. Это делает их предрасположенными к диабету. Кроме того, в контрольной группе кто-то мог переболеть COVID-19 незаметно для себя. Это исказило бы расчеты. Точно так же у кого-то мог быть диабет и до COVID-19, но его выявили только потому, что человек обратился за помощью из-за коронавирусной инфекции.
Неясно, остается ли риск развития диабета повышенным на второй год и далее. Однако даже небольшое и сравнительно непродолжительное увеличение этого показателя может значить, что диабетом заболеет очень много людей, ведь по всему миру выявлено 480 млн случаев COVID-19.
Ивермектин не работает
Противопаразитарный препарат ивермектин провалился как лекарство от COVID-19 в крупном клиническом исследовании. Эксперты призывают не тратить время и ресурсы на дополнительные проверки. Об этом рассказывает The New York Times.
Ивермектин стали назначать пациентам с COVID-19 еще в 2020 году: лабораторные эксперименты показали, что препарат способен нейтрализовать вирус. Правда, скептики отмечали, что концентрация "в пробирке" была намного выше той, что безопасна для человека. Некоторые клинические исследования подтвердили эффективность ивермектина. Препарат часто нахваливал шоумен Джо Роган, многие стали принимать его даже без консультаций с врачом.
Но исследования были маленькие, а главное — самые обнадеживающие из них выполнены с методологическими изъянами или, предположительно, вовсе с подтасовкой данных. Анализ наименее подозрительных работ показал, что ивермектин бесполезен. Теперь этот вывод подтвердился в большом исследовании.
Исследование ивермектина проходило с марта по август 2021 года в Бразилии. Лекарство назначили 679 пациентам. Риск госпитализации с ним не снизился, а те, кто начал принимать ивермектин в первые трое суток после теста на коронавирус, болели тяжелее, чем пациенты, получившие плацебо. Вместе с бразильцами число участников исследований, заслуживающих доверия, превысило 5 тыс. Новый анализ этих данных показал, что от ивермектина нет пользы при COVID-19.
Исследования ивермектина продолжаются, но эксперты, опрошенные The New York Times, считают, что в этом больше нет необходимости.
Подготовил Марат Кузаев