Большой адронный коллайдер возобновил работу

Он был построен в 2008 году для поисков бозона Хиггса и окончательной проверки Стандартной модели физики

МОСКВА, 22 апреля. /ТАСС/. Физики Европейской организации по ядерным исследованиям ЦЕРН в пятницу официально возобновили работу Большого адронного коллайдера (БАК), крупнейшего ускорителя частиц планеты, после успешного завершения второго крупного его обновления. Об этом сообщила пресс-служба ЦЕРН.

"Все системы БАК были глубоко модернизированы в ходе второй длительной паузы в его работе. В результате этого нам не только удалось повысить энергию столкновений частиц, но и теперь мы будем получать значительно больше данных при помощи обновленных экспериментов БАК", - заявил директор ЦЕРН по ускорителям и технологиям Майкл Ламонт, чьи слова приводит пресс-служба организации.

Большой адронный коллайдер был построен в 2008 году для поисков бозона Хиггса и окончательной проверки Стандартной модели физики. В последующие 10 лет его работа неоднократно останавливалась для проведения нескольких небольших и одного крупного обновления, которое повысило энергию сталкиваемых частиц примерно в два раза.

Второе крупное обновление БАК началось в конце 2018 года после остановки ускорителя на очередные "большие каникулы". В его рамках российские и зарубежные участники БАК установили в кольцо коллайдера массу новых детекторов частиц и других приборов. Обновленный ускоритель, как надеются физики, получит первые свидетельства существования "новой физики", на которые указывают данные с детектора LHCb, полученные в ходе прошлого цикла работы.

Пауза в работе БАК официально завершилась 22 апреля, когда специалисты ЦЕРН запустили в главное кольцо ускорителя два пучка протонов, ускоренных до энергии в 450 гигаэлектронвольт (ГэВ). Пока этот показатель на порядок ниже плановых показателей, однако в ближайшие месяцы ученые планируют нарастить энергию столкновений частиц до 13,6 ТэВ после завершения проверок всех обновленных и новых инструментов ускорителя.

В частности, в рамах третьего цикла работы БАК будет запущен эксперимент FASER, нацеленный на поиск и изучение легких форм темной материи и других частиц, не укладывающихся в Стандартную модель физики. Ученые также проведут первые столкновения ионов водорода и гелия, а также продолжат изучение свойств кварково-глюонной плазмы, первичной материи мироздания.

Следите за нашими новостями в Telegram, "ВКонтакте" и "Одноклассниках".