Ускоритель коллайдера NICA запустили после модернизации

По словам заместителя директора ЛФВЭ ОИЯИ Андрея Бутенко, запуск нуклотрона позволит перейти к следующим этапам по ускорению и выводу пучка из ускорителя для проведения физических экспериментов

МОСКВА, 7 февраля. /ТАСС/. Сверхпроводящий циклический ускоритель - нуклотрон - создающегося в Подмосковье коллайдера NICA был впервые запущен после масштабной модернизации. Об этом сообщила ТАСС в понедельник пресс-служба Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

"Получена устойчивая циркуляция пучка ионов углерода в кольце синхротрона нуклотрон после инжекции из бустера. <...> Предыдущий сеанс по ускорению тяжелых ионов на нем состоялся весной 2018 года. Это означает, что фактически запуск нуклотрона в текущем цикле пуско-наладочных работ можно назвать "первым" запуском ускорителя, так как часть его систем также претерпела модернизацию и это уже совсем не тот синхротрон, что был прежде", - говорится в сообщении.

По словам заместителя директора Лаборатории физики высоких энергий им. В. И. Векслера и А. М. Балдина (ЛФВЭ ОИЯИ) Андрея Бутенко, запуск нуклотрона позволит перейти к следующим этапам по ускорению и выводу пучка из ускорителя для проведения физических экспериментов. В ОИЯИ добавили, что также установлена новая система инжекции из бустера в нуклотрон. Система включает в себя уникальные сверхпроводящий магнит Ламбертсона и инжекционный кикер.

NICА (Nuclotron based Ion Collider Facility) - ускорительный комплекс, который нацелен на воссоздание и исследование в лаборатории ядерной материи в экстремальных условиях, возникавших в природе на ранних стадиях эволюции Вселенной. Комплекс будет представлять собой цепочку ускорителей. Начальный этап ускорения частиц - источники ионов и линейные ускорители; бустер - промежуточный синхротрон для ускорения и накопления ионов, и нуклотрон, который обеспечит максимальное ускорение частиц перед инжекцией пучков в основное кольцо коллайдера.​​​​

НИКА - один из шести проектов класса "мегасайенс" в России, согласно которому в институте ядерных исследований будет построен коллайдер. Эта установка, как надеются ученые, позволит понять, как в первые мгновения после Большого взрыва во Вселенной образовались протоны и нейтроны. В полную силу коллайдер должен начать работать в 2023 году. ОИЯИ - крупный международный научный центр, которым руководит комитет представителей 19 стран-участниц.