Генную терапию для борьбы с инсультами успешно проверили на обезьянах

Благодаря созданному учеными средству вспомогательные клетки мозга превращаются в новые нейроны

ТАСС, 13 ноября. Молекулярные биологи разработали генную терапию, которая ускоряет восстановление мозга после инсультов. Ее действие успешно проверили на обезьянах. Статью с описанием исследования опубликовал научный журнал Frontiers in Cell and Developmental Biology.

"Недавно мы показали, что если принудительно активировать белок NeuroD1 в мозге мышей, то вспомогательные клетки можно превратить в новые нейроны. Так как эта технология довольно нова и ее еще не применяли на практике, мы решили дополнительно проверить ее работоспособность на обезьянах", – рассказал один из авторов работы, профессор Цзиньаньского университета Гун Чэнь.

Инсульты и другие виды кровоизлияний в мозг – одна из главных причин преждевременной смерти в большинстве развитых стран мира наряду с инфарктами, сердечной недостаточностью и различными формами раковых опухолей. По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно от инсультов страдает около 15 млн людей. Из них 5 млн умирают, а еще 5 становятся инвалидами.

По мнению экспертов ВОЗ, значительная часть инсультов связана с высоким давлением и вредными привычками. Теоретически благодаря этому их можно предотвращать, корректируя поведение и пищевые привычки людей из группы риска. Многие тяжелые последствия инсульта связаны с тем, что больному своевременно не оказывают медицинскую помощь.

"Существующие методики борьбы с последствиями инсультов сосредоточены на восстановлении кровотока и защите нейронов от гибели. Сделать это можно только впервые часы после приступа. Многие пациенты не успевают попасть в больницу вовремя, что ведет к массовой гибели нервных клеток. После этого восстановить работу мозга можно только в том случае, если найти замену для этих нейронов", – пояснила Лун-Цзяо Гэ, научный сотрудник Института зоологии КАН (Китай) и еще один автор работы.

Регенерация мозга

Китайские ученые решили эту задачу, создав генную терапию на основе аденовируса, который может проникать в астроциты – вспомогательные клетки мозга мышей и приматов. Он заставляет их вырабатывать белок NeuroD1, который отвечает за запуск программы развития нейронов в зародышах всех многоклеточных существ.

Прошлогодние опыты профессора Гуна и его коллег на мышах показали, что если его принудительно активировать, то почти все зараженные астроциты превращаются в полноценные нейроны. Впоследствии они могут мигрировать и встраиваться в поврежденные области мозга.

При этом общее количество астроцитов не уменьшилось. Это говорит о том, что в далеком прошлом они могли делиться и восполнять запасы нейронов у далеких предков людей и других позвоночных. Руководствуясь этой идеей, ученые провели аналогичную серию опытов на нескольких немолодых и пожилых макаках-резусах, которые пережили тяжелый инсульт.

Эти опыты подтвердили, что вирус успешно проникал в астроциты, перепрограммировывал их и улучшал их состояние уже через несколько недель после применения генной терапии. Положительные изменения в структуре мозга обезьян, как отмечает профессор Гун, ученые фиксировали даже в тех случаях, когда ученые вводили вирус в тело приматов через месяц после того, как они пережили инсульт.

Примерно через полгода после применения генной терапии новые клетки мозга прекратили расти. В данном случае это было положительным фактором, так как постепенная остановка процесса формирования новых нейронов значительно уменьшает вероятность того, что при лечении людей он будет протекать неконтролируемо.

Ученые надеются, что если дальнейшие опыты на шимпанзе, которые пережили особенно тяжелые формы инсультов, завершатся успешно, это вплотную приблизит их к клиническим испытаниям на добровольцах и широкому использованию этой генной терапии в медицинской практике.