Нейрофизиологи узнали, как любимая музыка вызывает у человека мурашки

Оказалось, что для таких исследований достаточно простого энцефалографа

ТАСС, 3 ноября. Ученые выяснили, как музыка влияет на работу мозга. Исследователи проследили за работой цепочек нейронов, которые соединяют центры слуха и удовольствия и заставляют человека ощущать мурашки при прослушивании любимой музыки. Статью с результатами исследования опубликовал научный журнал Frontiers in Neuroscience.

"То, что мы зафиксировали это явление с помощью электроэнцефалографа, а не МРТ или компьютерной томографии, открывает множество возможностей для подобных исследований в естественной обстановке. Теперь мы можем изучать нейрофизиологическую подоплеку тех эмоций, которые вызывает музыка", – прокомментировал результаты исследования один из его авторов, нейрофизиолог из Университета Бургундии (Франция) Тибо Шабен.

Человеческий мозг умеет отличать музыку от речи или других звуков, воспринимая ее особым образом. Например, шведские психологи обнаружили, что совместное пение "синхронизирует" пульс участников хора, а полвека назад исследователи выяснили, что человек воспринимает музыку не левым полушарием, как речь, а правым.

Вдобавок в прошлом году биологи обнаружили, что человек может распознать знакомую ему мелодию примерно за 100-300 миллисекунд – по меркам нейрофизиологии это очень мало. Это говорит о том, что в мозге есть специализированные цепочки нейронов, которые отвечают за решение этой узко специализированной задачи.

Музыка и мозг

Шабен и его коллеги заинтересовались еще одним аспектом того, как мозг воспринимает музыку – как у человека возникают эмоции, которые появляются при прослушивании приятной или нейтральной музыки. Для этого ученые попросили у двух десятков добровольцев назвать несколько музыкальных композиций, которые им нравились, после чего предложили им прослушать несколько отрывков из них внутри МРТ-сканера, позитронно-эмиссионного томографа и электроэнцефалографа.

Сравнивая получившиеся результаты исследования мозга подопечных, Шабен и его коллеги надеялись узнать особенности работы мозга, которые связаны с восприятием музыки, а также проверяли, можно ли использовать в таких исследованиях электроэнцефалографы – более простые и удобные приборы, нежели томографы.

Записав сигналы, которые появлялись в мозгу участников эксперимента во время прослушивания знакомой и незнакомой музыки, ученые попросили тех рассказать, какие ощущения они испытывали. В частности, ученых интересовало, пробегали ли по их коже мурашки в моменты, когда они слышали самые любимые фрагменты.

Сопоставив эти рассказы с данными приборов, ученые выяснили, что подобные ощущения связаны с особыми формами активности мозга, за которые отвечают особые цепочки нервных клеток. Они соединяют центры удовольствия и слуха и расположены в дополнительной моторной коре, глазнично-лобной коре и верхней височной извилине.

Всплески активности этит нервных цепочек можно уловить с помощью любого из использованных приборов. Благодаря этому влияние музыки на мозг человека можно изучать вне стен лаборатории даже с помощью портативных ЭЭГ. Это впервые позволит всесторонне изучить характер действия музыки на мозг, подытожили исследователи.