Потребление фруктозы связали с усилением синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Ученые считают, что СДВГ и ему подобные состояния могут быть связаны с особенностями того, как человеческий организм перерабатывает этот сахар

ТАСС, 16 октября. Биологи предполагают, что быстрое распространение синдрома дефицита внимания и гиперактивности, повышенной агрессивности, а также других расстройств психики детей может быть связано с заменителями сахара на основе фруктозы. Результаты их исследования опубликовал научный журнал Evolution and Human Behavior.

"У многоклеточных животных фруктоза может вызывать реакцию, похожую на голод, и заставлять их агрессивно искать пищу. В прошлом эта особенность помогала нашим предкам выживать, однако за последнее столетие потребление фруктозы резко выросло, поскольку сахара и так много в нашей диете", – рассказал один из авторов исследования, профессор Колорадского университета (США) Ричард Джонсон.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из самых распространенных расстройств поведения и психики. Обычно его диагностируют у детей. Как правило, у его носителей возникают проблемы с концентрацией внимания, их поведение оличается импульсивностью и чрезмерной активностью.

Ученые пока не знают, как лечить СДВГ, а многие медики и родители сомневаются в том, что подобные отклонения от нормы существуют на самом деле. Тем не менее, исследования показывают, что СДВГ и другие нейропсихологические расстройства все чаще проявляется в популяции. Почему это происходит, ученые пока не знают.

Джонсон и его коллеги открыли один из возможных эволюционных механизмов, который мог бы это объяснить. Исследователи изучали, как употребление большого количества сахара влияет на поведение людей и животных, а также на работу отдельных клеток их мозга.

Эволюционные корни СДВГ

Биологи обратили внимание на эффект, который вызывает фруктоза – один из сахаров, который часто встречается в сладкой пище и в различных природных источниках питательных веществ. Она столь же калорийна, как и другие типы углеводородов, но при этом клетки кишечника и печени разлагают фруктозу не так, как глюкозу или сахарозу.

В частности, из-за ее распада в организме накапливается мочевая кислота. У подавляющего большинства многоклеточных животных она служит индикатором клеточного голода. Ученые заметили, что если вводить мушкам-дрозофилам большое количество фруктозы, то они начинают активно искать еду даже в том случае, когда та не нужна насекомому.

При этом у животных увеличивается уровень агрессии и импульсивности поведения. По всей видимости, это помогало нашим предкам выживать, добывая пищу в тех ситуациях, когда ее не хватало на всех. Джонсон и его коллеги решили проверить, как на поведение людей могут влиять большие количества фруктозы в пище современных людей.

Для этого ученые проследили, как менялась распространенность ожирения и расстройств обмена веществ, которые напрямую связаны со злоупотреблением сахаром и сладкой пищей. Они пришли к выводу, что все исследования последних лет указывают на то, что распространенность СДВГ и проблем с весом росла с одинаковой скоростью.

На схожие тенденции, по словам Джонсона и его команды, указывают десятки исследований, авторы которых измеряли уровень фруктозы и мочевой кислоты в организме детей с СДВГ, а также у взрослых, которые страдали от биполярного расстройства, алкоголизма или же отличались импульсивным поведения и дефицитом внимания.

"Мы не связываем СДВГ и излишнюю агрессивность поведения исключительно с фруктозой, а лишь предполагаем, что она может служить одной из причин их появления. Само существование этого фактора риска никак не уменьшает вклада генетических, эмоциональных и экологических факторов, а также семейного воспитания, в психическое здоровье человека", – подытожил профессор Джонсон.