Ученые впервые проследили за первыми стадиями проникновения ВИЧ в клетку

Оказалось, что важную роль в этом процессе играет оболочка вируса – например, в случае ее разрушения размножение ВИЧ прекращается

ТАСС, 9 октября. Молекулярные биологи впервые детально проследили, как вирус иммунодефицита проникает в человеческие клетки и вставляет свой геном в их ДНК. Результаты исследования опубликовал научный журнал Science.

"Мы выяснили, что капсид, оболочка вируса, оставалась целой на протяжении всего процесса обратной транскрипции, преобразования РНК вируса в нить ДНК. Во всех учебниках написано, что этого не должно происходить. Тем не менее, наши наблюдения показывают, что капсид играет важную роль в процессе копирования генетического кода ВИЧ", – рассказал один из авторов исследования, профессор Университета Юты (США) Уэсли Сандквист.

В иммунные клетки человека ВИЧ попадает с помощью белков, которыми покрыта его оболочка. Структура этих молекул, а также связанных с ними нитей сахаров быстро меняется по мере размножения вируса. Из-за этого иммунитет включается в своеобразную "гонку вооружений", постоянно вырабатывая новые антитела. Если пациент не принимает антиретровирусных лекарств, то в итоге в ней почти всегда побеждает вирус.

Ученые пытаются бороться с вирусом несколькими путями, подавляя его размножение в организме антиретровирусной терапией и разрабатывая технологии, с помощью которых можно идентифицировать зараженные клетки, в которых ВИЧ не проявляет себя. Также биологи изучают, как вирус проникает в клетки, надеясь открыть характерные особенности этого процесса, которые могут остановить его.

Новые подходы к борьбе с ВИЧ

В новом исследовании Сандквист и его коллеги впервые детально проследили за тем, что происходит с частицами ВИЧ после того, как они прикрепляются к оболочке заражаемых клеток.

Для этого ученые пошли на хитрость – они не стали заражать полноценные клетки, а создали такую химическую среду, из-за которой вирусные частицы считают, что они присоединились к оболочке жертвы и готовятся проникнуть внутрь нее. Для этого ученые размололи несколько клеток и добавили полученный экстракт в питательную среду с большим количеством одиночных нуклеотидов – "букв" ДНК, из которых вирус собирает копию своего генома.

Обычно в самом начале процесса размножения внутренняя часть оболочки (капсида) большинства вирусов исчезает. Однако в данном случае этого не произошло. Более того, ученые обнаружили, что из-за дестабилизации капсида процесс репликации ДНК вируса прекращался.

Такой результат говорит, что оболочка ВИЧ не просто защищает геном вируса от повреждений, но и играет важную роль в процессе его интеграции в ДНК заражаемой клетки. Дальнейшее изучение этого процесса, как надеются ученые, поможет понять, как можно вызвать аналогичные его нарушения внутри живых клеток и создать препараты, которые помешали бы ВИЧ заражать их.