Ученые вычислили средние температуры на Земле во время последнего оледенения

Это поможет исследователям предсказать, как изменится климат нашей планеты из-за глобального потепления

ТАСС, 27 августа. Палеоклиматологи выяснили, что во время последнего наступления ледников средняя температура на поверхности Земли составляла примерно 9 °С. К такому выводу исследователи пришли, изучив образцы древнего льда и отложения на стенах пещер времен оледенения. Результаты работы опубликовал научный журнал Nature.

"Наши расчеты показывают, что в то время температуры на Земле в среднем уменьшились на 6,1 °С. В контексте нынешнего глобального потепления это означает, что если в атмосфере станет вдвое больше углекислого газа, то температура на планете вырастет на 3,4 °С. Это больше предыдущих оценок, связанных с последним ледниковым максимумом, но вполне укладывается в предсказания общепринятых климатических моделей", – пишут исследователи.

Последний ледниковый период в истории Земли начался примерно 2,6 млн лет назад. Его главная особенность состоит в том, площадь оледенения и температура поверхности Земли в течение всего периода не были постоянными. Из-за резких похолоданий и потеплений ледники наступали и отступали каждые несколько десятков тысяч лет.

Последняя "оттепель" такого рода произошла примерно 13 тыс. лет назад и продолжается до сих пор, а последнее наступление ледников, так называемый ледниковый максимум, началось около 33 тыс. лет назад и достигло пика 26 тыс. лет назад. Ученые исследуют последствия этих событий в надежде понять, как долго продлится текущий теплый период и как за это время поменялся климат Земли.

Климат ледниковой эпохи

Климатологи под руководством доцента Аризонского университета (США) Джессики Тирни получили первые точные оценки того, как сильно упала средняя температура на Земле во время последнего ледникового максимума. Эти данные, как объясняют исследователи, важны для того, чтобы понимать, как меняются температуры на Земле при резких изменениях концентрации углекислого газа или площади ледового покрова, что происходило и тогда, и сейчас.

Чтобы получить подобные сведения, ученые собрали образцы отложений со стен нескольких десятков пещер, разбросанных по всему миру, а также отложения древнего льда из Гренландии и Антарктики. Проанализировав их изотопный и химический состав, палеоклиматологи выяснили, как сильно падали или повышались температуры в этих уголках Земли за последние 30 тыс. лет, и использовали их для создания модели климата планеты во время последнего ледникового максимума.

"Климатические модели предсказывают, что на высокие широты глобальное потепление будет действовать быстрее и сильнее. Особенно сильно это проявится в Арктике. Нечто похожее, но обратное по смыслу, происходило и во время последнего ледникового максимума", – объяснила Тирни.

По ее словам, тогда температура в умеренных широтах Земли упала на 3-5 °С, тогда как в приполярных регионах она уменьшилась на 14 °С. Аналогичное по силе похолодание произошло в Европе, Канаде и на севере США. Это объясняет, почему ледники в то время покрывали почти всю их территорию.

Получив эти данные, ученые просчитали то, насколько климат Земли чувствителен к резким изменениям в концентрации парниковых газов в атмосфере и площади полярных ледовых шапок. Как надеются Тирни и ее коллеги, эти уточненные данные помогут их коллегам точнее прогнозировать то, как будет меняться климат планеты в ближайшие десятилетия и столетия, и выработать оптимальные методики борьбы с глобальным потеплением.