Авторы двух новых научных работ привлекли данные различных источников о приблизительном уровне температуры за последние две тысячи лет, чтобы понять, насколько сильными были ее колебания за это время. В качестве источников они брали письменные свидетельства, соотношения разных изотопов кислорода и водорода в осадочных породах (при росте температуры растет доля более тяжелых изотопов в отложениях со дна водоема), а также данные по ледниковым кернам, составу древних кораллов, сталагмитов и сталактитов в пещерах и годовым кольцам деревьев. На этой основе они составили примерный температурный атлас различных частей мира за последние две тысячи лет.
Из него выяснилось, что периоды средневекового климатического оптимума X—XIII (ранее считалось, что в ту пору на всей Земле было теплее обычного) и малого ледникового периода XIV—XIX веков на самом деле не были периодами устойчивого глобального потепления или похолодания.
Исследователи брали все колебания температур, относящиеся к предполагаемому периоду изменения климата, и смотрели, насколько длительными и глобальными такие колебания были. Действительно, температуры в эти периоды поднимались или опускались в отдельных частях мира, но лишь в 16% случаев эти изменения температуры в большинстве регионов планеты длились более 51 года подряд, то есть были долговременными. Причем даже тогда случились они на площади в 50—69% территории Земли.
В частности, малый ледниковый период в XV веке «базировался» над Тихим океаном, к XVII веку пик похолодания пришелся на северо-запад Европы и юго-восток Северной Америки, а прочие регионы «подморозило» уже в середине XIX века. В то время как современное глобальное потепление XX—XXI веков длится уже почти 90 лет и при этом единовременно затрагивает 98% территории планеты — не потеплело только в центре Антарктиды.
С опорой на это палеоклиматологи сообщают, что о каком-то однозначном глобальном потеплении или похолодании за последние две тысячи лет говорить нельзя, за исключением текущего.
Сама конвенция реальности средневекового климатического оптимума X—XIII и малого ледникового периода является лишь следствием того, что температурные данные из разных регионов Земли не сравнивались, поэтому локальные региональные похолодания или потепления в Европе принимались за глобальные и долгосрочные колебания температур.
Следует отметить, что далее авторы делают из своих работ довольно странные выводы: по их мнению, тот факт, что глобальное потепление XX века действительно глобально, а до него в последние две тысячи лет сходных колебаний не было, якобы указывает на его антропогенный характер. Между тем 4,2 тысячи лет назад, 8,2 тысячи лет назад и 14,7 тысячи лет назад отмечались изменения климата куда больших масштабов, чем нынешнее потепление. Тем не менее очевидно, что ни одно из этих событий не было антропогенным.
Читайте также: Бронзовый коллапс, или Куда делись все эти люди. Чем был вызван кризис средиземноморских цивилизаций три тысячи лет назад
Впрочем, сам факт антропогенного характера современного потепления вообще не нуждается в каких-либо дополнительных подтверждениях на современном этапе развития науки. По количеству сжигаемого людьми топлива хорошо известно, что при этом процессе в атмосферу выбрасывается 37 миллиардов тонн СО2 в год. В земной атмосфере всего 3,2 триллиона тонн СО2, поэтому элементарные расчеты показывают, что резкий рост содержания этого газа в атмосфере за последние 250 лет (с 280 до 410 частей на миллион, почти в полтора раза) носит явно антропогенный характер.
Факт связи концентрации парникового газа в атмосфере с потеплением также научно доказан, да и косвенные индикаторы указывают на мощнейшее влияние этих выбросов на биосферу, что также не позволяет проигнорировать рукотворный характер происходящего изменения климата.
Действительно беспрецедентным в современном изменении климата можно назвать только его влияние на биосферу. Которое на самом деле больше, чем в предшествующие десятки тысяч лет. Достаточно сказать, что скорость роста зеленой биомассы Земли на сегоидня самая высокая за последние 54 тысячи лет и на 31% больше, чем до XX века. Однако эта особенность присуща современному потеплению не из-за размаха изменений температур (он ниже, чем, например, 14,7 тысячи лет назад), а из-за того, что оно идет одновременно с быстрым ростом концентрации СО2 в атмосфере.
Иван Ортега