Новая генная терапия вычистила 90% следов герпеса из зараженных клеток

Однако использовать ее на практике можно будет лишь через несколько лет

ТАСС, 18 августа. Американские молекулярные биологи разработали и проверили на мышах экспериментальную генную терапию, которая "вырезает" из зараженных человеческих клеток более 90% фрагментов генома вируса герпеса. Это должно помешать признакам инфекции снова появиться на губах и других частях тела, пишут ученые в статье для научного журнала Nature Communications.

"Мы впервые уничтожили большую часть следов вируса герпеса в теле подопытного животного. Я надеюсь, что наши результаты заставят коллег задуматься о том, что ученые могут не только сдерживать этот вирус, но и активно бороться с ним", – рассказал один из авторов исследования, профессор Центра изучения рака имени Фреда Хатчинсона (США) Кит Джером.

Вирус герпеса – возбудитель одной из самых распространенных человеческих инфекций. Есть несколько различных видов этого вируса, которые поражают разные части тела. К примеру, вирус HHV1 вызывает простуду на губах, HHV2 проникает в половые органы, а HHV6 и HHV7 вызывают псевдокраснуху – непродолжительную лихорадку и сыпь.

Достаточно долгое время герпес, в особенности HHV1, считали достаточно безобидным вирусом. Однако недавно ученые обнаружили, что он может провоцировать развитие болезни Альцгеймера, рассеянного склероза, энцефалита, рака половых органов и других болезней. Человек остается носителем этого вируса всю оставшуюся жизнь, поскольку вакцин от него пока нет.

Молекулярные "ножницы" для герпеса

Джером и его коллеги сделали первый шаг к решению этой проблемы. Они создали экспериментальную генную терапию, которая может "вырезать" следы вируса из генома зараженных клеток. Для этого ученые использовали две разных системы редактирования ДНК, основанные на так называемых мегануклеазах.

Так ученые называют особые ферменты бактерий и архей, которые могут находить конкретные последовательности генетических "букв"-нуклеотидов в цепочке ДНК и вырезать их. Мегануклеазы работают точнее других геномных редакторов, так как они считывают участки длиной в несколько десятков "букв".

Главный недостаток мегануклеаз заключался в том, что они настроены на работу с одной конкретной последовательностью нуклеотидов. И изменить ее, как показывает практика последних трех десятилетий, невероятно сложно. Чтобы создать два подобных фермента, которые могут распознавать ключевые участки генома вируса HHV1 и вырезать их из ДНК человека или других млекопитающих, профессор Джером и его коллеги потратили несколько лет.

Проверив работу этих ферментов на культурах клеток, ученые попытались вылечить от герпеса мышей. Для этого исследователи упаковали "инструкции" по сборке мегануклеаз внутрь аденовируса, который не мог встраивать свой геном в ДНК людей или животных. В результате ферменты успешно справились с поставленной перед ними задачей, уничтожив 92% вирусной ДНК в зараженных нейронах и других клетках грызунов.

Наблюдая за состоянием здоровья мышей на протяжении последующего месяца, ученые не зафиксировали намеков на то, что вирус герпеса "воскрес" и начал снова заражать клетки. Это говорит о том, что подобная генная терапия должна защитить человека от возвращения инфекции.

Исследователи считают, что на практике эту терапию смогут использовать не раньше, чем через несколько лет, когда закончатся все клинические испытания и тесты на безопасность. Параллельно профессор Джером и его коллеги планируют разработать аналогичную генную терапию для борьбы с половой разновидностью герпеса. Ученые предполагат, что на это у них уйдет не менее трех лет.