Участие кометы в последнем наступлении ледников подвергли сомнению

Находки из американской пещеры говорят о том, что причиной дриасовового похолодания скорее были массированные извержения вулканов

ТАСС, 31 июля. Исследование одной из техасских пещер заставило геологов усомниться в популярной теории о том, что так называемое дриасовое похолодание, последний эпизод наступления ледников, произошло из-за падением кометы примерно 12,9 тыс. лет назад. Описание исследования опубликовал научный журнал Science Advances.

"Наши результаты показали, что от 9 до 15 тыс. лет назад произошло сразу четыре подобных эпизода. Их геохимические следы сохранились в отложениях на дне пещеры Холла. Скорее всего, причиной дриасового похолодания было не падение кометы или метеорита, а серия извержений вулканов", – рассказал профессор Хьюстонского университета (США) Алан Брэндон.

Последнее похолодание и последовавшее за ним наступление ледников на Земле произошли примерно 12,9 тыс. лет назад во время периода, коорый геологи называют поздним дриасом. Из-за резкого изменения климата мегафауна Северной Америки, в том числе мастодонты и саблезубые кошки, полностью вымерли. Благодаря этому также появились первые древние культуры индейцев.

Раньше ученые связывали это похолодание с временной остановкой "конвейера течений" в Мировом океане. Однако в начале XXI века американские геологи предположили, что причиной этого похолодания было падение небольшой кометы или крупного астероида.

Такое предположение ученые сделали после изучения фрагментов типично "метеоритных" горных пород, которые были найдены на дне одного из древних пересохших озер в Мексике. Впоследствии в других регионах Земли ученые нашли дополнительные возможные следы этого катаклизма, в том числе золу от массовых лесных пожаров, благодаря чему эта теория стала популярным объяснением того, как возникло дриасовое похолодание.

Многие другие исследователи до сих пор сомневаются в этой гипотезе, так как ее сторонники пока не нашли следов кратера от падения этого метеора​. Однако этого кратера могло и не быть, так как на Землю могла упасть комета или ее обломки, которые могли и не оставить видимых следов на поверхности планеты.

Вулканы или метеориты

Брэндон и его коллеги, относящиеся к лагерю "скептиков", нашли новое возможное противоречие в этой теории. Они изучали отложения осадочных пород начала дриаса со дна пещеры Холла, которая расположена на юге Техаса. Ученых интересовало, есть ли в них тонкая прослойка с необычным химическим составом, так называемый "пограничный слой", которую сторонники "космической" теории происхождения дриаса считают следом падения астероида или кометы.

Как правило, подобные отложения отличаются уникальным соотношением изотопов осмия, платины, иридия, рутения и других редких металлов, которые в метеоритах и кометах встречаются чаще, чем на поверхности Земли. В отложениях из пещеры Холла таких прослоек оказалось сразу четыре или даже пять. Они сформировались от 9 до 15 тысяч лет назад.

Изучив их состав, исследователи пришли к выводу, что эти слои возникли не в результате падения астероидов, а благодаря массированным извержениям вулканов. В пользу этого, в частности, говорит то, что по долям осмия-187 и осмия-188 эти прослойки были гораздо ближе к вулканическому пеплу и лаве, чем к материи комет и астероидов-хондритов.

"Я был очень скептично настроен, когда мы получили подобные результаты. Мы проверили все возможные альтернативные объяснения для того, чтобы избежать такого вывода. В прошлом многие коллеги крайне негативно относились к подобной гипотезе, так как геохимических следов массовых извержений вулканов в дриасовых породах никто не находил", – пояснил Брэндон.

Пока ученые не могут сказать, были ли эти извержения лишь одним из факторов вместе с изменениями в характере движения течений и другими климатическими факторами, которые спровоцировали наступление ледников, или же их главной движущей силой. Авторы статьи надеются, что найдут следы этих извержений во время следующих исследований и смогут убедить все научное сообщество в том, что дриасовое похолодание не было вызвано падением кометы или астероида.