Все новости
Вакцина все ближе, но она должна быть народной.
Вакцина все ближе, но она должна быть народной.
Вакцина все ближе, но она должна быть народной.
Вакцина все ближе, но она должна быть народной.
Вакцина все ближе, но она должна быть народной.
Пандемия COVID-19

Вакцина все ближе, но она должна быть народной. Главное о пандемии из зарубежных СМИ

© Gonzalo Fuentes/Pool via AP
Еще три вакцины успешно прошли второй этап клинических исследований, добровольцы со всего мира готовы проверить их с помощью намеренного заражения, а двое политиков призывают отказаться от рыночного подхода при производстве препарата, когда он появится. Об этом — в обзоре зарубежных СМИ

В понедельник объявили результаты второй стадии клинических испытаний сразу трех вакцин против SARS-CoV-2. Во всех трех случаях данные обнадеживают, но радоваться рано, пишет The New York Times.

Одну вакцину разрабатывает команда из Оксфордского университета в сотрудничестве с фармацевтической компанией AstraZeneca, вторую — китайская компания CanSino Biologics. Результаты испытаний их препаратов опубликованы в рецензируемом журнале The Lancet. Данные о немецкой вакцине от Pfizer и BioNTech появились до того, как их проверили независимые ученые.

Первые две вакцины похожи: в обеих используются безобидные аденовирусы, в которые ученые встроили гены SARS-CoV-2. Разница в том, что команда из Оксфордского университета взяла вирус шимпанзе, а CanSino Biologics — возбудителя простуды. Вирус шимпанзе выглядит предпочтительнее, потому что у переболевших простудой может быть иммунитет к аденовирусу в китайской вакцине. Из-за этого она менее эффективна. Pfizer и BioNTech, как и компания Moderna, которая опубликовала предварительные результаты еще в мае, в своей вакцине применяют РНК нового коронавируса.

Все три вакцины вызвали в участниках иммунный ответ, схожий с тем, что наблюдается у выздоровевших после COVID-19, а побочные эффекты вроде повышенной температуры и боли в мышцах были умеренными.

Но главный вопрос — обеспечивают ли вакцины защиту от SARS-CoV-2. Ответа пока нет. Неизвестно, какой уровень антител и клеток иммунной системы достаточен, чтобы воспрепятствовать инфицированию или хотя бы предотвратить осложнения болезни. Точно так же еще рано сравнивать вакцины. Результаты второй стадии испытаний говорят только о том, что имеет смысл устроить третий этап клинических исследований: после него-то и станет ясно, эффективны вакцины или нет.

Добровольцы готовы рискнуть и заразиться

Ускорить проверку вакцин можно было, попытавшись заразить привитых людей. Такие эксперименты проводили с другими вакцинами, но при одном условии: если есть надежное лекарство, которое позволило бы спасти людей в случае неудачи. Лекарство от COVID-19 не найдено, поэтому дальше разговоров дело не пошло. Но сейчас кое-что поменялось, пишет Science.

15 июля организация 1Day Sooner, представляющая 30 тыс. добровольцев из 140 стран, опубликовала открытое письмо главе Национальных институтов здравоохранения США. Письмо подписали 15 лауреатов Нобелевской премии и более 100 экспертов из разных областей. В нем американское правительство призывают немедленно подготовить исследование с молодыми и здоровыми волонтерами, у которых с меньшей вероятностью возникнут осложнения.

В июне эту тему обсуждали во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Мнения экспертов разделились: не все согласны, что риск в отсутствие лекарства оправдан и что такой эксперимент действительно ускорит разработку вакцины (уже идут исследования, в которые записались люди, рискующие заразиться). Тем не менее ВОЗ подготовила рекомендации: если и проводить испытания, то участникам должно быть 18–25 лет, их следует изолировать в помещениях с высоким уровнем безопасности.

Для исследования понадобилось бы большое количество выращенного в лаборатории вируса. Его заразность следовало бы проверить в пробирке, чтобы подобрать подходящую дозу. Лаборатория в Оксфордском университете, где разрабатывают упомянутую выше вакцину, и американская компания Curative согласились подготовить вирус. Это можно сделать к сентябрю. Еще два месяца потребуется, чтобы подобрать дозировку.

Возможно, к концу осени эффективная и безопасная вакцина пройдет три этапа клинических испытаний. Но если этого не случится, то намеренное заражение позволит проверить другие 150 вакцин-кандидатов.

Народная вакцина

Вакцину мало изобрести — ее еще нужно дать нуждающимся, а это практически все живущие на Земле люди. Если будет достаточно одной прививки, то потребуются 7,8 млрд доз. Но, например, с аденовирусными вакцинами, о которых говорилось выше, две дозы предпочтительнее одной. Вдобавок иммунитет может оказаться кратковременным — тогда придется прививать повторно. Чтобы удовлетворить спрос, производство должно быть практически безостановочным. В колонке для The Guardian бывший премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк и исполнительный директор ЮНЭЙДС Винни Бяньими пишут, как это сделать.

Кларк и Бяньими рассуждают на примере вакцины Оксфордского университета. По условиям сделки, AstraZeneca, которая займется выпуском препарата, произведет в Индии 1 млрд доз для небогатых государств до конца 2021 года, а до конца 2020-го развивающиеся страны получат 300 млн доз. Для сравнения: США и Великобритания заняли 400 млн доз, еще столько же — Франция, Германия, Нидерланды, Италия. Другие развитые страны пытаются продвинуться в очереди. Из-за этого Латинская Америка, где сейчас дела особенно плохи, и другие государства со средним достатком могут остаться ни с чем.

По мнению Кларк и Бяньими, главная проблема — права на интеллектуальную собственность. "Ни одна компания, сколько бы сил она ни потратила на разработку вакцины, не должна обладать монополией на этот общественный ресурс", — рассуждают авторы. Они также напоминают, что AstraZeneca не изобрела вакцину, зато получила $1,2 млрд от правительства США и минимум £84 млн от Великобритании.

Кларк и Бяньими призывают Оксфордский университет и других разработчиков бесплатно поделиться своими знаниями со Всемирной организацией здравоохранения, а той, в свою очередь, следует разработать глобальную систему, чтобы справедливо распределять лекарства и вакцины. Справедливость должна лежать и в основе договоров, которые заключают фармацевтические компании, правительства и органы здравоохранения. Наконец, богатым странам нужно срочно профинансировать строительство фабрик в странах развивающихся. Только так получится "народная вакцина".

Подготовил Марат Кузаев