Неандертальцы оказались очень чувствительны к боли

Это происходило из-за версии одного из генов, который встречается и у современных людей

ТАСС, 24 июля. Палеогенетики изучили гены, кодирующие ионные каналы в рецепторах неандертальцев, и обнаружили, что эти древние люди обладали низким болевым порогом. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба Института эволюционной антропологии Макса Планка со ссылкой на статью в журнале Current Biology.

"Мы пока не можем точно сказать, ощущали ли неандертальцы боль сильнее, чем это делаем мы, так как на ее восприятие влияют еще и процессы в спинном и головном мозге. С другой стороны, мы точно показали, что у их болевых рецепторов был низкий порог активации", – рассказал один из авторов исследования, директор Института эволюционной антропологии Общества имени Макса Планка (Германия) Сванте Паабо.

Благодаря тому, что в 2009 году группа под руководством Паабо расшифровала геном неандертальцев, мы узнали, что неандертальцы контактировали с нашими предками и оставили в нашей ДНК примерно от 2 до 4% своих генов. Часть из них, по мнению ученых, помогла нашим предкам приспособиться к жизни на севере.

Дальнейшее изучение ДНК неандертальцев показало, что их популяция была довольно невелика. Поэтому многие ученые предполагают, что Homo neanderthalensis вымерли не из-за того, что проиграли конкуренцию нашим предкам – кроманьонцам, – а из-за того, что выродились генетически и не смогли приспособиться к новым условиям обитания.

Более того, антропологические и археологические исследования последних лет показывают, что неандертальцы не уступали первым Homo sapiens в интеллектуальном, технологическом и культурном развитии и могли решать все те же жизненные проблемы, что и наши предки.

Генетические особенности неандертальцев

В ходе нового исследования Паабо и его коллеги наблюдали за тем, как пересадка "неандертальских" версий генов, которые управляют производством (кодируют) различных белков нервных клеток, влияла на жизнедеятельность зародышей лягушек. Эти опыты показали, что неандертальская версия гена SCN9A, который кодирует натриевые ионные каналы в рецепторах боли, делает эти клетки необычно чувствительными.

Заинтересовавшись этим, ученые попытались узнать, как подобные различия могли влиять на поведение неандертальцев и их чувствительность к боли. Для этого Паабо и его коллеги сравнили то, как ощущают боль носители неандертальских и человеческих версий SCN9A, воспользовавшись данными, которые собирались в рамках проекта UK Biobank.

Оказалось, что люди, которые унаследовали этот ген от неандертальцев, действительно ощущали боль сильнее, чем носители человеческой разновидности SCN9A. В среднем они жаловались на разные типы болевых ощущений на 7% чаще, чем сверстники с другой версией гена, и быстрее определяли источник боли.

Паабо и его коллеги надеются, что дальнейшее изучение этих различий поможет им понять, почему у неандертальцев была такая особенность и какую роль она играла в том, как они приспосабливались к обитанию в условиях оледенения, а также играла ли она какую-то роль в том, что они вымерли после попадания в Европу первых Homo sapiens.