Неандертальцев уличили в варке клея

Он нужен был для того, чтобы приделывать ручки к каменным орудиям

Археологи нашли свидетельства того, что уже более 40 тысяч лет назад представители рода Homo умели приготавливать и использовать клей. При помощи расплавленной сосновой смолы неандертальцы, жившие на территории современной Италии, приделывали ручки к каменным орудиям.

В процессе эволюции предки человека постоянно совершенствовали орудия труда — каменные инструменты из кремня со временем становились более аккуратными и удобными. Примерно тогда же, как считают палеонтологи, гоминиды начали приделывать к инструментам ручки, а техника работы с камнем достигла апогея: орудия изготавливали не только скалыванием лишнего, но также шлифованием и сверлением. Новое исследование международной группы палеонтологов показало, что одни из родственников современного человека — неандертальцы — кроме этих новшеств использовали еще одну технологию — изготовление клея.

Ученые проводили раскопки на территории современной Италии, в пещерах Фосселлоне и Сант-Агостино. Там они нашли каменные орудия, на которых были видны следы какой-то темной субстанции. С помощью газовой хроматографии и масс-спектрометрии исследователи определили ее состав.

Фотографии образцов с двух сторон; масштабная линейка составляет 1 см
Фотографии образцов с двух сторон; масштабная линейка составляет 1 см

Оказалось, что это сосновая смола, причем расположение ее следов указывает на то, что это явно не следствие случайного загрязнения. Более того, на одной из десяти проанализированных находок смола была смешана с пчелиным воском. Эту смесь явно готовили специально.

Ранее палеонтологи уже сталкивались со следами, которые говорили о том, что неандертальцы применяли клей. Однако это были отдельные находки, которые не позволяли сделать вывод о его повсеместном применении.

Фотографии каменных орудий из пещеры Сант-Агостино
Фотографии каменных орудий из пещеры Сант-Агостино

Кроме того, находка в итальянских пещерах позволяет предположить, что жившие более 40 тысяч лет назад неандертальцы также умели разводить огонь, а не просто поддерживать его после того, как пламя возникло в результате природного пожара. Сосновая смола быстро затвердевает на воздухе, а для того, чтобы склеить деревянную ручку и небольшой заостренный камень, нужно было превратить смолу в липкую массу. Ученые считают, что это делали, нагревая ее на костре. Изучение каменных орудий также показало, что их самих на огне не нагревали. Так что гипотеза о том, что камни оказались в кострище и там испачкались смолой из горящих дров, оказалась несостоятельна.

Вопрос о том, могли ли неандертальцы разводить огонь, до самого недавнего времени оставался открытым. Лишь в 2018 году анализ поверхности кусков пирита, найденных на территории Франции, показал, что их могли использовать для высекания искр уже около 50 тысячелетий назад. Вместе с представленными в 2016 году данными о том, что неандертальцы добывали пиролюзит — минерал-окислитель, благодаря которому можно поддерживать горение, это достаточно убедительно указало на то, что доисторические костры могли разжигать комбинацией «искры из пирита + порошок пиролюзита + сухие щепки». Однако новые данные о следах расплавленной смолы стали весьма существенным подкреплением этого знания.