Астрономы впервые сфотографировали планетную систему у солнцеподобной звезды

Вокруг этого светила вращаются два газовых гиганта – первый на расстоянии в 160 раз дальше, чем Земля от Солнца, а второй – вдвое дальше

ТАСС, 22 июля. Астрономы получили первые детальные фотографии двух крупных газовых гигантов, которые вращаются вокруг похожей на Солнце звезды в созвездии Мухи. Эта система располагается всего в 300 световых годах от Земли. Описание снимков опубликовал научный журнал Astrophysical Journal Letters.

"Мы знаем, что в Млечном Пути существует много тысяч планет, однако лишь некоторые из них были сфотографированы напрямую. Снимки систем с двумя и более планетами еще более редки, есть всего два примера таких фотографий, причем и в том, и в другом случае изображенные на них светила совсем не похожи на Солнце", – рассказал один из авторов статьи, доцент Лейденского университета (Бельгия) Мэттью Кенуорти.

За последние несколько лет астрономы открыли более тысячи экзопланет и несколько тысяч возможных кандидатов на эту роль. Большинство из них относится к числу так называемых горячих юпитеров, однако ученые все чаще находят менее крупные планеты, которые по размеру сопоставимы с Землей. Растущее число потенциальных двойников нашей планеты заставляет астрономов задуматься, есть ли на каких-нибудь из них жизнь.

Изучать их пока достаточно сложно. Дело в том, что у астрономов еще нет инструментов, которые могли бы фотографировать космические объекты, расположенные на относительно большом расстоянии от Земли. Орбитальная обсерватория "Хаббл" и наземные телескопы VLT и Subaru получили фотографии лишь нескольких относительно близких к нам планет-гигантов, на которых жизнь не может существовать в принципе.

Семейный портрет для экзопланет

Кенуорти и его коллеги изучали новорожденные светила в созвездии Мухи, расположенные на небольшом расстоянии от Земли. Внимание астрономов привлекла звезда TYC 8998-760-1. По размерам и массе она похожа на Солнце, вокруг нее вращается крупный газовый гигант размером с три Юпитера.

Эту систему Кенуорти и его коллеги открыли лишь в этом году, однако она сразу же заинтересовала ученых. Дело в том, что TYC 8998-760-1 b – так астрономы назвали планету – вращается на очень большом расстоянии от звезды, в 160 раз больше, чем между Землей и Солнцем. Открытие планеты само по себе стало большой удачей для ученых, так как следы существования столь далеких миров очень сложно обнаружить.

Снимок звезды TYC 8998-760-1 с двумя планетами (указаны стрелочками) ESO/Bohn et al.
Снимок звезды TYC 8998-760-1 с двумя планетами (указаны стрелочками)
© ESO/Bohn et al.

Система TYC 8998-760-1 располагается на расстоянии в 300 световых лет от Земли, что натолкнуло ученых на мысль, что телескоп VLT и подключенный к нему коронограф SPHERE смогут получить ее детальные фотографии. Руководствуясь подобными соображениями, астрономы начали наблюдать за TYC 8998-760-1 в феврале этого года.

Первые же снимки VLT указали на неожиданную вещь: оказалось, что в этой звездной системе была не одна, а сразу две крупных планеты. Вторая из них, которую назвали TYC 8998-760-1 c, чуть меньше по размерам, чем его сосед, но при этом находится почти в два раза дальше от звезды. Обе планеты относятся к газовым гигантам.

' Орбиты планет у звезды TYC 8998-760-1. Credit – ESO/L.Calçada/spaceengine.org/Youtube'

Это открытие сделало планетную систему еще более интересной для наблюдений. Как надеются ученые, более детальные фотографии этих планет, которые можно будет получить с помощью строящихся орбитального телескопа JWST и наземной обсерватории E-ELT, помогут им понять, как эти газовые гиганты оказались на столь большом расстоянии от своей звезды.