Ученые выяснили, когда у человечества завелись мыши

Это произошло на несколько тысяч лет раньше, чем предполагали исследователи

ТАСС, 19 мая. Проведя самую масштабную "перепись" останков древних мышей, археологи выяснили, что первые "домашние" грызуны появились на Земле примерно 14,5 тыс. лет назад, еще до зарождения сельского хозяйства. Их выводы опубликовал научный журнал Scientific Reports.

"Что интересно, первое "нашествие" мышей на Европу произошло значительно позже, примерно 6,5 тыс. лет назад. В это время грызуны проникли в ее восточные регионы вместе с выходцами из прикаспийских и причерноморских степей, а примерно 4 тыс. лет назад они покорили и Южную Европу. Эти волны миграций, скорее всего, были главной причиной того, почему европейцы начали заводить кошек в это же время", – пишут ученые.

Как сегодня считают историки и генетики, первые домашние кошки и мыши появились примерно 10 тыс. лет назад, вместе с первыми народами, которые от охоты и собирательства перешли к земледелию и, как следствие, к оседлому образу жизни. Сейчас среди ученых нет общего мнения о том, где и как это произошло.

В частности, большинство исследователей предполагает, что мыши появились на Ближнем Востоке, где зародилось земледелие. Однако они не исключают, что в других регионах схожим образом приспособиться к жизни вместе с людьми могли еще какие-то подвиды грызунов. Аналогичным образом на роль прародины домашних кошек сейчас претендуют Кипр, Левант и Китай.

Большая команда археологов под руководством профессора Национального центра научных исследований Франции Жан-Дени Винье попыталась найти ответ на этот вопрос. Они изучали фрагменты костей и зубов мышей, найденных на территории древних стоянок людей. В общей сложности ученые обнаружили более 800 останков мышей возрастом от 3 тыс. до 40 тыс. лет.

Эти кости ученые находили в 43 различных поселениях древних людей, которые располагались как на территории Ближнего Востока, так и на юге Европы и Азии. В каждом подобном случае ученые оценивали, в каких условиях были найдены останки грызунов, как часто они встречались. Также специалисты обращали внимание на структуру обрывков ДНК мышей.

Сравнивая эти показатели с типичными значениями для современной исторической эпохи, археологи пытались понять, когда мыши адаптировались к жизни внутри человеческих сообществ и начали распространяться по миру вместе с ними.

История "приручения" мышей

Для этого ученые воспользовались машинным обучением и новейшими методами статистики. С их помощью исследователи сопоставляли и сравнивали геномы, черты анатомии и особенности среды обитания грызунов. Анализ показал, что первые "одомашненные" грызуны действительно появились на Ближнем Востоке, однако это произошло несколько раньше, чем считали ученые, – около 14,5 тыс. лет назад.

Их первыми "хозяевами" были охотники-собиратели из так называемой натуфийской культуры, которые жили на территории Израиля и других стран Леванта. Эти люди еще не освоили скотоводство и земледелие, однако они уже перешли к оседлому образу жизни примерно 15 тыс. лет назад.

Ученые также нашли намеки на то, что представители этой культуры "одомашнивали" мышей неоднократно в разных регионах Леванта. При этом по пока непонятным причинам ближневосточные грызуны не распространились на север вместе с первыми земледельцами-мигрантами, которые заселили Европу примерно 19–10 тыс. лет назад.

Генетический анализ показал, что первые европейские мыши появились значительно позже, в эпоху миграций индоевропейских народов. Они покинули степи Прикаспия примерно 6,5–7 тыс. лет назад. В пользу этого говорит то, что древние и относительно современные европейские мыши с точки зрения устройства ДНК ближе к грызунам, которые обитают в Иране и на Кавказе, чем к их ближневосточным сородичам.

Профессор Винье и его коллеги предполагают, что на этот раз мыши смогли расселиться по территории Европы благодаря тому, что примерно в это же время в Восточной Европе появились первые крупные поселения, на территории которых жил тысячи людей, а также возникли торговые сети, которые соединили эти поселения. В пользу этого говорят зубы и кости мышей, которые археологи нашли в поселениях того времени на территории нынешних Украины, Хорватии, Сербии и Румынии.

Как надеются ученые, новые образцы геномов древних мышей помогут им понять, как именно распространялись мыши во время каменного и бронзового веков, что помешало им проникнуть в Европу во время первой волны переселения ближневосточных фермеров и был ли этот процесс связан с появлением первых европейских кошек.