Медики объяснили уязвимость "сердечников" перед коронавирусной инфекцией

Причиной может быть то, что из-за сердечно-сосудистых заболеваний в организме подобных пациентов вырабатывается большое количество белка ACE2, с помощью которого вирус попадает в клетки человека

ТАСС, 15 апреля. Молекулярные биологи из США предположили, почему люди с хроническими заболеваниями сердца в несколько раз чаще умирают от коронавирусной инфекции по сравнению со здоровыми сверстниками. Свои выводы ученые опубликовали в электронной научной библиотеке medRxiv.

"Наши наблюдения показывают, что хронические сердечно-сосудистые заболевания заставляют мышечные клетки сердца вырабатывать большое число молекул рецептора ACE2. Именно его вирус использует для того, чтобы попасть в клетки человека. Это открытие раскрывает возможную связь между SARS-CoV-2 и вирусным миокардитом", – пишут исследователи.

По статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), болезни сердца и сосудов, в том числе инфаркты, инсульты и хроническая сердечная недостаточность, пока остаются одной из главных причин смерти в мире. Каждый год от них умирают около 17 млн человек, причем у большинства подобные проблемы возникают из-за гипертонии – стабильно высокого давления в кровеносных сосудах.

После начала вспышки коронавирусной инфекции в китайском городе Ухань местные врачи и медики обратили внимание на то, что люди, которые страдают от старческих или врожденных болезней сердца и сосудов, гораздо тяжелее переносили болезнь, чем другие пациенты.

Вирусная угроза для сердца

В конце марта этого года китайские медики выяснили, что подобные проблемы увеличивали шансы на гибель от коронавирусной инфекции более чем в четыре раза, а само заражение вирусом, предположительно, усугубляет состояние сердца и сосудов. Вероятно, из-за SARS-CoV-2 они повреждаются даже у здоровых людей.

Профессор Гарвардского университета (США) Патрик Эллинор и его коллеги выдвинули гипотезу, почему это происходит. Они сравнивали то, как различается уровень активности различных генов в клетках сердца у здоровых людей и носителей хронических сердечно-сосудистых заболеваний.

Для этого ученые проанализировали данные, собранные в рамках проекта, целью которого было изучить генетическую подоплеку сердечной недостаточности и других кардиологических патологий. В этом исследовании, как отмечают ученые, участвовали как те, кто никогда не принимал лекарства от подобных болезней, так и те, кто постоянно их пьет.

Как объясняют ученые, в данном случае это было важно. Дело в том, что многие популярные средства, которые подавляют симптомы сердечной недостаточности, стимулируют выработку молекул белка ACE2. Именно этот белок SARS-CoV-2 использует для того, чтобы попадать в клетки легких и других тканей тела человека.

Наблюдения медиков показали, что концентрация этого белка у носителей разных форм сердечной недостаточности действительно была значительно выше. Причем это было характерно как для тех, кто принимал лекарства, так и не для тех, кто не использовал их. Это объясняет то, почему люди с подобными проблемами особенно уязвимы для коронавирусной инфекции. Все это, как подчеркивают медики, нужно учитывать при госпитализации пациентов и проведении карантинных мер.

Следует добавить, что статью ученых не рецензировали независимые эксперты и редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей следует относиться осторожно.

О новом коронавирусе

Сейчас в мире, по данным Университета Джонса Хопкинса, около 1,99 млн случаев заражения новым коронавирусом (SARS-CoV-2), около 127 тыс. инфицированных умерли, выздоровели около 0,5 млн человек. За пределами КНР заболевание COVID-19, которое вызывает этот вирус, выявили в 185 странах, включая Россию.

Вакцину от этого заболевания сейчас разрабатывают во многих странах мира, в том числе и в России. Некоторые научные группы уже начали тестировать препараты на животных. Тем не менее, точные сроки появления лекарства от COVID-19 ученые сказать пока не могут – оценки разнятся от полугода до 2-3 лет.

Вспышку COVID-19 зафиксировали в декабре прошлого года в китайском городе Ухань. В начале марта Всемирная организация здравоохранения признала, что эта болезнь распространилось по всему миру, назвав ситуацию пандемией.

Коронавирус нового типа относится к той же группе вирусов, что и SARS и MERS – возбудители атипичной пневмонии и ближневосточной лихорадки. За последние десять лет и тот, и другой вирус унесли жизни нескольких сотен людей на Ближнем Востоке и Восточной Азии, а также неоднократно вызывали эпидемии, распространяясь через верблюдов и домашнюю птицу. Изначальным переносчиком вируса SARS-CoV-2, как предполагают ученые, были летучие мыши, также появлялись свидетельства о том, что в этом могут быть "виновны" панголинызмеи или собаки.