В геноме нового коронавируса не нашли следов ВИЧ и вирусов змей

По словам ученых, 2019-nCoV в принципе не мог унаследовать определенные участки РНК от любых других вирусов
Изображение вируса 2019-nCoV MAM/CDC/Handout via REUTERS
Изображение вируса 2019-nCoV
© MAM/CDC/Handout via REUTERS

ТАСС, 10 февраля. Молекулярные биологи из США проанализировали структуру участков РНК неизвестного происхождения в геноме коронавируса 2019-nCoV и не нашли никаких свидетельств того, что они связаны с ВИЧ или вирусами змей. Результаты своих расчетов ученые опубликовали в библиотеке препринтов bioRxiv.

"Мы проверили два недавних заявления о том, какие промежуточные виды животных могли переносить коронавирус до его попадания в организм людей, а также то, как могли возникнуть вставки неизвестного происхождения в белке оболочки вируса. Обе этих гипотезы не подтвердились", – пишут исследователи.

В конце января, как отмечают ученые, в электронных научных библиотеках появился ряд еще не отрецензированных публикаций, авторы которых пытались раскрыть происхождение вируса 2019-nCoV, который стал причиной вспышки пневмонии в Китае и ряде других стран. Эти исследования, с одной стороны, указали на близкое родство этого патогена с возбудителем тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС, или SARS, известного также как атипичная пневмония), а также другими коронавирусами, которые поражают летучих мышей.

С другой стороны, биоинформатики обнаружили в РНК нового вируса несколько необычных сегментов, которые не похожи на аналогичные части генома SARS и прочих родичей 2019-nCoV. Когда другие ученые попытались идентифицировать их, то пришли к выводу, что эти вставки были "унаследованы" новым вирусом от ВИЧ, а также возбудителей болезней змей.

Многие ученые усомнились в этом, обратив внимание на необычно короткую длину этих вставок чужеродной РНК, а также другие особенности. Молекулярные биологи из Мичиганского университета (США) проверили эти теории с помощью более продвинутых методик анализа на новых образцах генома 2019-nCoV.

Их расчеты показали, что 2019-nCoV в принципе не мог "унаследовать" эти участки РНК от любых других вирусов, в том числе и ВИЧ. Более того, эти сегменты генома оказались больше всего похожи на аналогичные части генома коронавируса RaTG13, предположительного предка 2019-nCoV, который поражает летучих мышей. Это говорит о том, что они возникли в результате "естественной" эволюции коронавируса, а не благодаря обмену генами с другими вирусами.

Что мы знаем о новом коронавирусе

Согласно последним данным, число инфицированных пневмонией, которую вызывает вирус 2019-nCoV, в Китае превысило 40,2 тыс. человек. При этом погибли от нее 909 человек, выздоровели – уже более 3,3 тыс. человек. Вспышку этой пневмонии китайские власти зафиксировали в конце 2019 года. Помимо КНР, заболевание выявлено еще в 24 государствах, в том числе в России. Всемирная организация здравоохранения признала вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией международного масштаба, охарактеризовав ее как эпидемию с многочисленными очагами.

Новый вирус относится к той же группе, что и возбудители атипичной пневмонии (SARS) и ближневосточной лихорадки (MERS). За последние десять лет и тот, и другой вирус унесли жизни нескольких сотен людей на Ближнем Востоке и в Восточной Азии.

Все три возбудителя болезней относятся к числу так называемых коронавирусов. Заражение ими вызывает схожие симптомы: лихорадку, кашель, проблемы с дыханием и постоянное отхаркивание. Инкубационный период длится до 12 дней, затем практически мгновенно начинается сильнейшая лихорадка.