Для вычисления поддельного виски предложили использовать алкогольную "паутину"

Такой узор образуется только при высыхании американского, но не шотландского или канадского виски

ТАСС, 25 марта. Химики выделили уникальный набор органических молекул, благодаря которому капли настоящего американского виски при высыхании превращаться в причудливую "паутину". Эти молекулы можно использовать для того, чтобы вычислять страну производства, а также качество алкоголя, пишут исследователи в научном журнале ACS Nano.

"Наше самое неожиданное и красивое открытие заключается в том, что вещества, которые составляют всего 1% от общей массы напитка, оказались ответственны за формирование крайне сложных пространственных структур на самых разных масштабах, начиная с наноскоплений молекул и заканчивая узорами площадью в несколько квадратных миллиметров", – пишут ученые.

Этот эффект, по словам исследователей, похож на "кофейные кольца" – темные разводы по краям капель кофе, которые высыхают, упав на бумагу или другие плоские и твердые материалы. Ученые выяснили, что подобные пятна появляются из-за разной скорости испарения воды и связанного с этим переноса твердых частиц к краям капли.

Американские химики выяснили, что есть и другие примеры подобных структур. В частности, ученые заметили, что испарение виски порождает не кофейные кольца, а гораздо более сложный узор, похожий по своему виду на паутину или другое переплетение тонких нитей.

Алкогольная паутина

Открыв подобные "паутины", химики попытались понять, из чего состоят их "нити" и как они образуются. Для этого ученые купили несколько бутылок разных марок виски, разбрызгали их по стеклу и с помощью замедленной микроскопической видеосъемки проследили за тем, как высыхают их капли.

Благодаря этому ученые узнали несколько неожиданных и интересных вещей. В частности, оказалось, что "паутина" появляется только при высыхании американского, но не шотландского или канадского виски. Процесс ее формирования, в свою очередь, оказался связан с тем, как взаимодействовали друг с другом органические молекулы, которые скапливаются на поверхности высыхающей капли.

В некоторых случаях, как выяснили ученые, эти вещества объединялись в своеобразные пленки толщиной в молекулу. По мере высыхания и уменьшения ее площади часть из них "обваливалась" и превращалась в складки и другие структуры. Химический анализ показал, что эти нити состояли из ароматических эфиров и других органических веществ, которые по своим поверхностно-активным свойствам похожи на мыло или стиральный порошок.

Отсутствие этих веществ или их пониженная концентрация в других марках виски, как считают химики, может объяснять то, почему их капли при высыхании не образуют "паутину". Такую особенность виски, по мнению авторов статьи, можно использовать для "вычисления" контрафактного виски и оценки его качества и длительности выдержки, по мере которой концентрация "паутинных" молекул падает.