Ученые выяснили, почему птицы откладывают "разноцветные" яйца

Цвет оказался связан с температурой места обитания пернатых

Анализ яиц более 600 видов птиц со всей планеты показал, что цвет их скорлупы зависит от средних температур в местах их обитания, влажности и от яркости солнечного света. Результаты исследования ученых, которые пришли к такому выводу, опубликовал научный журнал Nature.

Цвет играет важную роль в терморегуляции живых организмов – например, согласно так называемой гипотезе Богерта, чем холоднее место обитания животного, тем темнее его окрас. Натуралист Чарльз Богерт, который выдвинул это предположение в середине XX века, связывал это с тем, что темные цвета лучше поглощают солнечный свет и, тем самым, лучше обогревают животное, а светлые – наоборот, лучше отражают и позволяют не перегревать организм.

Биологи из США и Австралии предположили, что эту гипотезу можно перенести и на цвет птичьих яиц. Он определяется различными пигментами и может варьироваться от белоснежного до сине-зеленого и коричневого. Для выживания и развития птенца очень важна терморегуляция – яйцо должно находиться в наиболее оптимальных условиях, не перегреваться и не переохлаждаться.

Чтобы проверить гипотезу, специалисты собрали из музейных коллекций всего мира образцы яиц 634 видов птиц. Ученые сравнили цвет и яркость яиц, а также условия окружающей среды (в частности, интенсивность солнечного света и сухость) в тех местах, где размножаются представители исследованных видов.

Анализ показал, что связь действительно есть. Птицы, живущие в более холодных условиях, особенно те, чьи гнезда находятся на открытых пространствах, несутся в целом более темными и коричневыми яйцами.

Однако исследователей ждали и неожиданности: оказалось, что в более жарких и влажных областях яйца тоже часто были темнее. Ученые считают, что таким образом птицы защищаются от ультрафиолетового излучения, от которого не спасет белая скорлупа.

Цвет яиц также оказался связан и с типами гнезд – он отличался у птиц, которые устраивают кладки на земле, в дуплах или похожих полостях, а также в чашеобразных гнездах на деревьях. В первом случае яйца тоже оказались темнее. Свои последующие исследования специалисты хотят посвятить как раз этому вопросу – как эволюционировала яркость птичьих яиц в гнездах разного типа в зависимости от внешних условий.