Ученые нашли множество новых полезных микроорганизмов в вулкане Узон на Камчатке

Микробиологи исследуют сообщества архей, разлагающих целлюлозу, и пытаются выделить чистые культуры таких микроорганизмов

МОСКВА, 27 сентября. /ТАСС/. Множество новых микроорганизмов с полезными свойствами нашли ученые в потухшем вулкане Узон в Кроноцком заповеднике на Камчатке. Об этом ТАСС сообщил по итогам полевого сезона заведующий лабораторией Института микробиологии имени С. Н. Виноградского РАН Илья Кубланов.

"В нашей экспедиции в Кроноцкий заповедник мы нашли огромное количество новых микроорганизмов, в частности, почти из каждой горячей лужи кальдеры вулкана Узон можно выделить что-то новое", - сказал Кубланов.

По его словам, в этом году микробиологи исследуют сообщества архей (представители отдельного домена живых организмов наряду с бактериями и эукариотами), которые разлагают, в частности, целлюлозу, и пытаются выделить чистые культуры таких микроорганизмов.

"Ферменты архей можно использовать во многих отраслях промышленности - в переработке бытовых отходов, промышленных газов, в целлюлозно-бумажной промышленности, создания смеси синтез-газа для дальнейшего получения ценных углеводородов и топлива", - рассказал собеседник агентства.

При этом археи живут при максимальной температуре, в которой возможна жизнь - 122 градуса, а помимо этого еще и в чрезвычайно кислых или щелочных условиях, при высоких соленостях.

Где найти микроорганизмы

"Кроноцкий заповедник - это лучшее место в мире, где можно искать и выделять новые виды архей. Там просто неисчерпаемое множество новых организмов. В мире не так много гидротермальных полей, состоящих из сотен горячих источников с температурами от 70 градусов Цельсия и выше. В Долине гейзеров и на Узоне на площади в один гектар можно найти сотню источников, и в каждом свое архейное сообщество. В двух соседних лужах оно может быть уже разным", - добавил Кубланов.

Как отмечают сотрудники института, в мире с Долиной гейзеров и кальдерой Узона могут сравниться только Йеллоустонский национальный парк в США и Исландия. При этом на Узоне все источники находятся в первозданном состоянии, в отличие от Йеллоустона, где огромное количество туристов сокращает биоразнообразие микроорганизмов.

"Фантик падает в лужу, и все сообщество начинает перестраиваться, обнаружив новую "пищу". Таким образом микроорганизмы, способные разложить целлюлозу фантика, получают преимущество, и сообщество теряет свою природную чистоту. А на Узоне, благодаря деятельности сотрудников Кроноцкого заповедника, а также удаленности от цивилизации, туризм строго регулируется, благодаря чему природные сообщества там пребывают в неизмененном состоянии", - объяснила ТАСС микробиолог Татьяна Кочеткова.

По ее словам, микроорганизмы могут разлагать практически все созданное природой. Что же касается синтетических веществ, придуманных человеком, то к каждому такому веществу нужно подбирать свой микроорганизм, который его будет "кушать", и совершенно не факт, что такой найдется.

"Биоразнообразие архей велико настолько, что мы можем поддерживать в лабораторных условиях только 1% видов. Что нам дадут открытия новых микроорганизмов, можно только гадать. Мы обнаруживаем новые микроорганизмы в горячих источниках Кроноцкого заповедника и стараемся выделить их в чистую культуру. Многим кажется: ну лужа и лужа, а оттуда можно вытащить новый тип живых организмов. Что скрыто в их геноме, что они могут дать человечеству? Эта загадка завораживает", - заключила Кочеткова.