"Раскопки" в музее помогли ученым открыть новый вид крокодилов

Новый вид назвали Crocodylus halli
Описание
© EPA-EFE/ATTILA KOVACS

25 сентября, ТАСС. Зоологи почти случайно открыли новый вид крокодилов, которые обитают на территории острова Новая Гвинея и в одном из зоопарков Флориды, изучая черепа и другие части скелета другого вида этих хищников. Описание нового вида опубликовал научный журнал Copeia.

"Наша находка - прекрасный пример того, зачем нужны музеи естественной истории. Мы открыли новый вид крокодилов, и для этого нам не пришлось ехать на Новую Гвинею и ловить там этих рептилий, что очень тяжело и дорого сделать. Я уверен, что в коллекциях других музеев скрываются десятки других новых видов, ожидающих первооткрывателей", - рассказал один из авторов статьи Крис Мюррэй, сотрудник Юго-Восточного университета Луизианы в Хэммонде (США).

Крокодилы, как и динозавры, появились на Земле примерно в одно и то же время, около 240 миллионов лет назад. Долгое время эти животные конкурировали друг с другом за доминирование на Земле. Изначально в этой "эволюционной гонке" побеждали крокодилы, которые в то время занимали все экологические ниши. Самые крупные их представители ходили на двух ногах и достигали длины в три-четыре метра. Они весили при этом несколько сот килограммов.

Их современные потомки перестали быть теплокровными, измельчали и перешли на относительно однообразную диету, среду обитания и манеру добычи пищи. Фактически все они, за исключением гавиалов, питаются мясом крупных животных, нападая на них в тот момент, когда те приходят на водопой или переплывают реки и озера.

Сегодня на Земле существует около двух дюжин видов крокодилов, которые населяют тропические регионы всех континентов Земли. Часть из них живет в пресноводных водоемах, тогда как другие адаптировались к жизни в морской воде. Учитывая большие размеры этих хищников и их заметную роль в работе экосистем, ученые считали, что все виды крокодилов были давно открыты.

"Диванные" натуралисты

Мюррэй и его коллега Кэлеб Макмэхан, научный сотрудник Филдовского музея естественной истории в Чикаго (США), неожиданно для себя расширили число видов этих рептилий, изучая черепа новогвинейских крокодилов (Crocodylus novaeguineae), которые хранились в запасниках этого музея.

Эти черепа натуралисты нашли и описали еще в первой трети прошлого века. Недавно ученые начали подозревать, что этих крокодилов можно разделить на два подвида или даже отдельных вида. Это было связано с тем, что рептилии, живущие на северной и южной половине Новой Гвинеи, живут в обособленных популяциях и несколько отличаются друг от друга по виду.

Макмэхан и Мюррэй подтвердили, что это на самом деле так, обнаружив серьезные различия в устройстве пяти десятков черепов из коллекции музея Филдса, а также некоторых других американских и австралийских музеев.

Это позволило ученым выделить новогвинейских крокодилов, живущих на юге острова, в новый вид, получивший название Crocodylus halli в честь покойного Филипа Холла, известного исследователя крокодилов. Именно он предложил провести подобное исследование несколько лет назад.

Ученые не только нашли останки этих рептилий в американском музее, но и нашли живых представителей нового вида в одном из зоопарков города Сент-Огастин в штате Флорида, где разводят новогвинейских крокодилов. Наблюдения за ними подтвердили, что Мюррэй и Макмэхан не ошибались в своих оценках, и закрепили новоприобретенный статус Crocodylus halli.