Люди могли появиться в Америке на 100 000 лет раньше, чем считается

Группа американских и австралийских археологов обнаружила на костях мастодонта следы обработки человеком, а также лежавшие рядом каменные орудия человека. Эта находка может отодвинуть время заселения американского континента на 100 000 лет ранее.

О том, когда в Америку прибыли первые поселенцы, среди ученых ведутся споры. До недавнего времени большая часть археологов и палеонтологов придерживалась точки зрения, согласно которой заселение Нового Света началось примерно 14−15 тысяч лет назад. Люди, жившие тогда на территории Сибири, смогли пройти через Берингов пролив, скованный льдом, на территорию Америки и постепенно расселиться по всему континенту. В 2014 году ученые сделали анализ генома останков индейской девушки, жившей на территории Мексики около 12 000 лет назад. Сравнительный анализ митохондриальной ДНК показал большое генетическое родство народов Сибири и американских индейцев — они относятся к одной и той же гаплогруппе, D1.

Однако новое исследование поставило под сомнение общепринятую версию о времени заселения Нового Света. Началась эта работа еще в 1992 году, когда во время строительства шоссе в Калифорнии, возле города Сан-Диего, были обнаружены фрагменты скелета мастодонта — большого хоботного животного, похожего на мамонта.

Уже сам порядок разложения костей показывал археологам, что здесь могло не обойтись без вмешательства человека: длинные кости были выложены параллельно друг другу, а некоторые были сломаны. Здесь же, рядом со скелетом, были обнаружены пять крупных камней. В слое, где они находились, присутствуют только мелкозернистые породы и рядом нет никаких водных артерий, которые смогли бы доставить сюда эти камни. Поэтому археологи назвали их «гидравлически аномальными» и предположили, что сюда их принесли люди, чтобы использовать в качестве каменных молотков и наковален. Затем был проведен эксперимент с костями слона, который показал, что такие же камни создают на слоновьих костях схожие повреждения.

С помощью уран-свинцового метода ученые смогли определить довольно точное время, когда люди могли разделывать мастодонта, — это произошло около 130 000 (± 9000) лет назад. Как заявляют исследователи, «эти данные подтверждают присутствие неопознанного вида человека на участке CM (Серутти Мастодонт, место раскопок) в течение последнего межледникового периода (ранний поздний плейстоцен), что указывает на то, что люди с ловкостью рук и эмпирическим знанием использования каменных молотков и наковален обрабатывали кости конечностей мастодонта для добычи костного мозга и/или как сырье для производства инструмента».

Исследование опубликовано в журнале Nature.

Ранее палеонтологи «удревнили» происхождение «индонезийского хоббита», отнеся его к более древним ветвям человека.