Все новости

Принуждение к райдшерингу ускоряет городской трафик почти в два раза

Ученые из Гарварда и МТИ выяснили, что ограничение для проезда по городу машин только с одним пассажиром в пользу машин с несколькими пассажирами помогает бороться с пробками.

Власти в разных городах мира по-разному пытаются бороться с пробками на дорогах, и один из возможных способов — райдшеринг, то есть совместное использование машины несколькими людьми. По идее, распространение райдшеринга должно снижать трафик, ведь то же количество людей везет меньшее число машин. Чтобы райдшеринг входил в обиход быстрее, городские власти в некоторых странах принимают меры, например создают выделенные полосы для движения машин с несколькими пассажирами (HOV, high-occupancy vehicle). С HOV возникло несколько трудностей — например, необходимость контролировать количество пассажиров в машинах и штрафовать нарушителей.

Один из городов, в котором власти ввели ограничения для тех, кто едет в машине один, — Джакарта, столица Индонезии. Это одна из крупнейших столиц мира с населением около 30 миллионов человек, при этом почти лишенная общественного транспорта и, соответственно, страдающая от постоянных пробок. Индонезийцы поступили радикально и попросту закрыли две центральные улицы для всех, у кого в машине нет хотя бы двух пассажиров. Они поставили полицейских, которые должны были следить за количеством пассажиров и штрафовать нарушителей. В ответ появились «жокеи» — профессиональные пассажиры, которые за скромную плату занимали место в машине, бесцельно катаясь в с теми, кто не нашел других попутчиков.

В результате власти Джакарты решили совсем отменить ограничения. Этим моментом и воспользовались ученые из США, чтобы понаблюдать за ситуацией и узнать, как отмена HOV повлияет на картину с дорожными проблемами.

Они начали наблюдения за месяц до отмены ограничений и продолжали их еще месяц после. В качестве инструмента наблюдений ученые использовали гугл-карты, на которых они смотрели среднюю скорость движения потока в пробках. Как объект исследования они взяли две центральные улицы Джакарты, открытые только для «трое на машину», и еще восемь улиц, на которых подобных ограничений никогда не было.

Результаты показали, что сразу же после отмены ограничений на тех улицах, на которых они были, трафик вырос, а скорость, соответственно, упала. В утренний час пик скорость упала на 46% (машины поехали со скоростью 19 км/ч), а в вечерний еще сильнее — на 87%, что означает среднюю скорость движения 11 км/ч. Упала скорость и днем, между часами пик, на 55%.

К удивлению ученых, улицы, которые никогда не закрывали для проезда «одиночек», тоже пострадали — на них скорость упала по сравнению с прежней на 14%.

По мнению ученых, возможно, дело в том, что после отмены нашлось больше желающих поехать в центр Джакарты на машине, что и повысило трафик. А поскольку улицы, которые были закрыты раньше, тут же «встали», поток пошел на соседние, что создало проблемы и там. Ученые сделали вывод, что ограничения для проезда машин, в которых едет только водитель, могут быть полезны для всего города, даже если введены только на некоторых улицах.

Исследование описано в журнале Science.

О том, чем пробка на дороге похожа на стакан воды, читайте на «Чердаке».

 Максим Абдулаев