Все новости

Динозавры не пускали млекопитающих на дневной свет

Ученые из Израиля и Великобритании пришли к выводу, что древнейшие млекопитающие — ровесники динозавров — вели ночной образ жизни и перешли к дневной активности только после вымирания динозавров.

По словам ученых, точно установить, днем или ночью жило то или иное вымершее животное, по окаменелости трудно, потому что некоторые современные звери с признаками ночного обитателя активнее как раз днем. Поэтому исследователи из Тель-Авивского университета и Университетского колледжа Лондона провели анализ родословных современных млекопитающих.

Ученые проанализировали филогенетические («семейные») древа 2415 видов, живущих сейчас, чтобы попробовать восстановить по поведению современных животных суточный режим их предков. Анализ показал, что скорее всего все первые млекопитающие были ночными животными, с небольшой вероятностью одинаковой активности в любое время суток. Только в конце мелового периода появились млекопитающие, которые перешли целиком на дневной образ жизни, — это были приматы, грызуны и предки китов.

Верность оценки подтверждает и строение глаз млекопитающих: они по большей части уступают в качестве зрения рептилиям и птицам. У большинства млекопитающих анатомические особенности глаз выдают адаптацию к недостатку света. Например, почти у всех млекопитающих (кроме сухоносых обезьян) отсутствует центральная ямка — участок сетчатки с самой большой концентрацией колбочек, то есть рецепторов, которые обеспечивают цветное зрение. Зато у млекопитающих, по сравнению с рептилиями и птицами, больше палочек — рецепторов, которые более светочувствительны (позволяют улавливать даже отдельные фотоны).

Кроме того, у млекопитающих выдающиеся способности в осязании, обонянии и слухе, что скорее всего появилось как компенсация недостатка зрения. Все это, по мнению авторов исследования, говорит о «бутылочном горлышке» ночного образа жизни, через которое прошли предки млекопитающих: выжили в мезозое только те, кто мог искать пропитание по ночам, полагаясь не столько на зрение, сколько на слух, нюх и чуткость вибрисс.

Исследование описано в журнале Nature Ecology & Evolution.

 Максим Абдулаев