Жители Новгородчины оказались «золотой серединой» русского генофонда

Ученые из Института общей генетики РАН и Медико-генетического научного центра РАМН выяснили, что люди, проживающие на территории древней Новгородчины, генетически занимают промежуточное положение между северными и южными русскими.

В исследовании изучили генетический материал 191 мужчины. Все они были из разных семей, и каждый жил в одной из деревень либо северо-востока Новгородской области, либо Псковской области, в районе древнего города Порхов. География населенных пунктов, из которых происходили участники анализа, охватывала юго-западную и восточную части территории древней Новгородчины.

Ученые отобрали генетический материал мужчин, чтобы определить их гаплогруппы по Y-хромосоме. В ее ДНК есть характерные последовательности-маркеры, мутации в которых примерно одинаковы у всех потомков одного и того же мужчины. Y-хромосома передается только по мужской линии — у женщин ее нет. При этом мутации в ней происходят весьма редко. Участвовать в исследовании могли только те, кто считал себя русскими и чьи предки по крайней мере до третьего колена жили на той же земле.

Анализ состава Y-хромосом показал, что в наше время на территории бывшей Новгородчины чаще всего встречаются гаплогруппа R1a (49% испытуемых) и N3 (17% испытуемых). Первая типична для западных и восточных славян, вторая распространена по всей Евразии, а некоторые ее подгруппы особенно часто встречаются у прибалтов, удмуртов и финнов.

Помимо R1a и N3 в исследованной популяции также встречались и другие гаплогруппы. Авторы оценили частоту их встречаемости среди участников исследования и сравнили ее с данными для жителей соседних с Псковской и Новгородской областями регионов России, а также стран Прибалтики. По итогам этого сравнения современное население территорий Новгородчины оказалось в промежуточном положении между жителями северных областей (Ленинградской, Архангельской, Ярославской), южных регионов России и прибалтами. Это неожиданный результат, поскольку предполагалось, что оно должно быть ближе к северному «полюсу» российского генофонда.

Интересно также, что жители окрестностей города Порхова, ныне относящегося к Псковской области, по встречаемости различных гаплогрупп оказались ближе к обитателям севера Новгородской области, чем к жителям собственного региона. Это значит, что, несмотря на значительное время с окончания существования Новгородского государства и многочисленные миграции населения, генофонд Новгородчины во многом сохранил свои особенности.

Научная статья опубликована в журнале «Генетика».

Ранее археологи впервые обнаружили кладбище древних новгородцев.