Технический персонал не снял с заправочной системы предохранительные резинки, в очередной раз продемонстрировав проблемы с квалификацией в отечественной космической отрасли. Сходные проблемы с неудаленными заглушками и пломбами систематически преследуют российскую космическую отрасль, указывая на недостаточную дисциплину и квалификацию работников ее низового звена. О происходящем пишут «Известия».
Проблема вскрылась в ноябре этого года, когда на Байконуре попытались заправить топливом российский разгонный блок «Фрегат». Топливо почему-то не удалось довести до бака. Сначала посчитали, что бракованным был сделан клапан топливной системы, что заставило бы вернуть блок на завод и отложить пуск на 2018 года. Однако внимательное излучение показало, что с трубопровода просто не сняли две резиновые заглушки, предназначенные для защиты топливной системы от инородных тел. Ситуацию планируется быстро устранить и запустить ангольский спутник 26 декабря вместо 7 декабря.
Запуск много раз откладывался, что угрожает России убытками. Дело в том, что Ангола выводит новый спутник не за свои деньги, а за заемные российские. В рамках стимулирования высокотехнологичного экспорта Внешэкономбанк, ВТБ и Росэксимбанк шесть лет назад дали Анголе кредит на 278,46 миллиона долларов сроком до 13 лет. Проблема в том, что дали его в 2011 году, рассчитывая на запуск спутника в 2016 году. Однако из-за постоянных проблем в отечественной космической отрасли вовремя запустить его не удалось.
Чем позже будет запущен спутник, тем позже ангольская сторона начнет возвращать кредит. С учетом достаточно сложной кредитной истории Анголы и ее зависимости от цен на нефть, это делает всю операцию еще рискованнее. Ранее России уже пришлось списать Анголе долгов на 3,5 миллиарда долларов.
Напомним, недавний запуск ракеты с российского космодрома Восточный также не удался.