Самцы крыс без слюнных желез на время лишаются мужских гормонов

Сотрудники Сибирского государственного медицинского университета (Томск) показали, что биологически активные вещества, выделяемые слюнными железами крыс, необходимы самцам для продукции мужских половых гормонов.

Формирование половых органов у крыс, регуляция производства половых клеток, развитие вторичных половых признаков и формирование паттернов полового поведения — все это зависит от нормального функционирования клеток Лейдига, которые находятся в семенниках и выделяют стероидные гормоны. Сами эти клетки в семенниках соседствуют с клетками извитых канальцев, производящих сперматозоиды. Было известно влияние секрета больших слюнных желез на клетки извитых канальцев, но ведь они зависят от активности клеток Лейдига, а научных данных для понимания того, как активные вещества слюнных желез влияют на последние, не было.

Ученые полностью удалили половозрелым самцам крыс околоушные, поднижнечелюстные и подъязычные слюнные железы. Эту группу животных сравнивали с теми, кто перенес ложную операцию, и с теми, кого вообще не касался скальпель исследователя.

Фрагменты семенников фиксировали по определенной методике и проводили микроскопический анализ клеток Лейдига, а именно измеряли площадь клеточного ядра и цитоплазмы (окружающей ядро клеточной среды) и оценивали удельную площадь агранулярного эндоплазматического ретикулума (ЭПР) — разветвленной системы замкнутых полостей внутри клетки, и число митохондрий (энергетических станций клетки — чем их больше, тем активнее в клетке идет обмен веществ).

Статистически обработанные результаты говорят о том, что клетки Лейдига в группе самцов, перенесших удаление слюных желез, имеют ряд структурных отличий от клеток в двух других группах подопытных крыс. Изменения явно выражены в период до четырех недель после операции. Так, исследователи отметили у самцов без слюнных желез снижение площади клеточного ядра и цитоплазмы, а также сокращение числа митохондрий в клетках Лейдига. Эти изменения говорят об уменьшении активности обмена веществ в клетках и указывают на снижение продукции тестостерона и его предшественников.

Ученые предполагают, что слюнные железы влияют на клетки семенников с помощью таких активных веществ, как эпидермальный фактор роста, в отсутствие которого происходит дегенерация клеток. Однако, как показал эксперимент, к шестой неделе после операции структурные изменения в клетках Лейдига полностью нивелируются, а значит, клетки возвращаются на прежний уровень синтеза мужских половых гормонов.

Исследователи предполагают, что происходит это за счет компенсаторной активации синтеза активных веществ слюнных желез другими источниками в организме крыс.

Исследование опубликовано в журнале «Бюллетень экспериментальной биологии и медицины».

Ранее зоологи из США и России показали, что, если в семенной жидкости боровов оставить только сперматозоиды с заданной половой хромосомой, способность такой жидкости оплодотворить свиноматку будет существенно снижена.