Археоптерикс оказался летуном на короткие дистанции

Вопреки более ранним оценкам, «не птичье» плечо все же не мешало ему активно размахивать крыльями.

Палеонтологи из Франции с помощью микротомографии в деталях изучили строение археоптерикса и выяснили, что он мог вполне неплохо летать, хотя, по всей видимости, и сильно уставал при этом. Новые данные расходятся с более ранними трактовками, согласно которым «первоптица» с трудом планировала между деревьями. Соответствующая статья опубликована в Nature Communications.

Archaeopteryx, древнейшее существо, имеющее уверенно идентифицируемые крылья и перья, давно вызывал среди палеонтологов оживленные споры о том, мог ли он летать, или лишь с трудом порхал с дерева на дерево. Археоптерикс жил 150 миллионов лет назад, поэтому его скелет соединяет в себе как свойства динозавров того времени, так и особенности современных птиц. Больше всего со строением динозавров его роднят плечевые кости: они просто не позволяют летать так же, как это делают нынешние птицы — удерживая крылья более или менее в одной плоскости с телом. Ранее из этого делался вывод, что археоптерикс не мог по-настоящему летать и перемещался наподобие современной белки-летяги, только с перьями.

Структура крыльевых костей археоптерикса. Фото: Dennis F. A. E. Voeten et als. / Nature Communications

Авторы новой работы решили обратиться к поискам косвенных признаков способности археоптерикса к полету. С помощью компактных источников синхротронного рентгеновского излучения они провели микротомографию его костей, найденных ранее в Южной Германии. В особенности ученые сконцентрировались на его крыльях. Оказалось, что их кости показывают очень хорошее соотношение массы и прочности и по структуре заметно отличаются от костей наземных динозавров юрского периода — современников археоптерикса. При этом они очень похожи на крыльевые кости современных птиц.

Основываясь на новых данных, исследователи предполагают, что археоптерикс мог летать, энергично размахивая крыльями, но недолго — необычное строение плеча должно было сильно утомлять его в полете. В этом плане ученые уподобляют археоптерикса фазану — птице, способной энергично бить крыльями, но летающей не очень далеко, как правило, лишь чтобы уйти от хищника или преодолеть преграду.

150 миллионов лет назад южнонемецкие горы были архипелагом в океане. В таких условиях способность летать на короткие дистанции весьма важна: можно перемещаться с острова на остров, искать новые экологические ниши и уходить от хищников.