Секс с койотами заразил ездовых собак венерическим раком

Трансмиссивная венерическая опухоль собак оказалась «живым ископаемым», помогающим понять эволюцию рака.

Группа ученых из России, Китая, Ирана, Швеции и США провела анализ геномов доисторических и современных собак, а также близких к ним видов и выявила происхождение одного из заболеваний этих животных — трансмиссивной венерической опухоли (canine transmissive venereal tumor, CTVT). По всей видимости, сначала ей заразились ездовые собаки арктических зон Северной Америки или Дальнего Востока от местных койотов. Препринт научной статьи находится на сервере biorXiv.

Трансмиссивная венерическая опухоль передается половым путем и поражает наружные половые органы собак, реже — нос и другие участки морды. Она не очень агрессивна, и от нее довольно часто можно избавиться с помощью химиотерапии. Наиболее интересно в этих опухолях то, что они, по сути, представляют собой наиболее долгоживущий из известных аллотрансплантатов — фрагментов тканей или органов, пересаженных от одного представителя вида другому. Геном клеток в составе CTVT отличается от генома прочих клеток организма пораженного животного. А поскольку подобные опухоли возникают и у других видов псовых, вероятно, они существовали и до одомашнивания собак и передались последним от какого-то дикого животного.

Чтобы проверить это предположение, авторы статьи сравнили полные геномы клеток трансмиссивных венерических опухолей 169 особей: древних собак (ДНК выделяли из их останков), собак современных пород, обыкновенных волков, койотов и обыкновенных шакалов. Анализ небольших различий в генах клеток CTVT размером в один нуклеотид (однонуклеотидных полиморфизмов) позволил понять, какой из известных вариантов геномов таких опухолей наиболее древний. По всей видимости, трансмиссивными венерическими опухолями собак впервые заразились ездовые животные, обитавшие в Арктике. Геномы их клеток CTVT в наибольшей степени напоминали геномы клеток аналогичных опухолей у койотов.

Поскольку в дикой природе койоты обитают только в Северной Америке, ученые предположили, что трансмиссивные венерические опухоли поразили именно североамериканских ездовых собак. Однако есть и альтернативная версия. Дело в том, что между генами клеток CTVT, вошедших в анализ собак (в том числе древних) и койотов, все же существуют немалые различия. Скорее всего, прямых потомков той популяции ездовых собак, которым трансмиссивные опухоли передались от койотов, уже не существует. Поэтому есть вероятность, что первыми CTVT заразились дальневосточные собаки — еще в то время, когда между Северной Америкой и Евразией существовал Берингов перешеек (10 000 лет назад и более). Возможно, койоты и собаки двух ныне разделенных континентов переходили с материка на материк, распространяя венерические опухоли.

Трансмиссивная венерическая опухоль собак не единственная заразная форма рака. Другая широко известная болезнь с похожими свойствами — лицевая опухоль тасманийского дьявола. Все заразившиеся ей животные погибают, и, хотя она была обнаружена всего чуть более 20 лет назад, сейчас уже более 80 процентов тасманийских дьяволов демонстрируют признаки этого заболевания. Если его распространение не остановить и не найти способ его лечения, уже через 10−15 лет тасманийские дьяволы могут полностью вымереть. Поэтому любая информация о заразных опухолях и их эволюции весьма полезна.