Сотрудники Института экспериментальной медицины предложили вариант вакцины против респираторно-синцитиального вируса (РСВ), в основе которой лежит живой ослабленный вирус гриппа. Под оболочку вируса гриппа при этом добавляют информацию, позволяющую организму-получателю быстро распознавать РСВ и эффективно бороться с ним. Научная статья опубликована в журнале Human Vaccines & Immunotherapeutics. Работа поддержана грантом РНФ.
Респираторно-синцитиальный вирус человека поражает нижние дыхательные пути — бронхи и их более мелкие ответвления, бронхиолы. Иммунитет взрослых, как правило, довольно легко справляется с ним, но у детей, особенно на первом году жизни, из-за РСВ часто развивается бронхиолит или даже пневмония. Поэтому имеет смысл вакцинировать детей против респираторно-синцитиального вируса.
Одно из перспективных направлений разработки вакцин — создание препаратов, которые можно доставлять к нужным клеткам так называемыми вирусными векторами. По сути, такие векторы представляют собой вирусы, в норме атакующие человека (или другого адресата вакцины), но модифицированные таким образом, что заболевание они вызвать не в состоянии. Поскольку ряд вирусов способен встраивать свой генетический материал в ДНК хозяина, гены вектора можно изменить таким образом, чтобы они вносили нечто нужное и полезное исследователям. Именно так поступают при создании трансгенных животных. При этом используют вирус бешенства или даже подобные ВИЧ ретровирусы. Однако применять их в медицине может быть опасно, так как не вполне понятно, как на них отреагирует организм человека, тем более совсем маленького.
Поэтому специалисты из Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге предложили использовать в качестве носителя вирус, чье воздействие на человеческий организм хорошо изучено, — вирус гриппа. Его уже применяют в составе вакцин: живую, но ослабленную форму вируса гриппа вводят тем, кто желает обезопасить себя от соответствующего заболевания. Именно она легла в основу экспериментальной вакцины от РСВ.
Главными «бойцами» человеческого иммунитета являются Т-киллеры — клетки, уничтожающие чужеродные объекты, предварительно распознавая их по фрагментам определенных молекул на их поверхности. Такие фрагменты называются эпитопами. Именно они и стали основной «начинкой» новой вакцины. Однако внутри ослабленных вирусов гриппа эпитопы присутствовали не в виде «кусочков» белков РСВ, а в виде последовательностей нуклеотидов РНК, кодирующих эти «кусочки». Данные последовательности ученые встроили в гены, кодирующие белки вируса гриппа (его геном представлен РНК, а не ДНК). Другими словами, новая вакцина от респираторно-синцитиального вируса состояла из вирусов гриппа (H7N9 или A/Leningrad/134/17/57), у которых между их собственных генов находились участки, кодирующие фрагменты белков оболочки РСВ человека. После того как ослабленные вирусы гриппа размножались, увеличивалось число эпитопов, доступных для распознавания Т-киллерами, и усиливался общий иммунный ответ.
Вакцину проверили на цитотоксичность — способность убивать клетки организма, в который ее ввели. Испытание проводили на клетках селезенки мышей. Способность препарата достигать цели и активировать иммунитет определяли по концентрации гамма-интерферона, количеству активных Т-киллеров, распознающих РСВ, и проценту заболевших после вакцинации мышей. Эти опыты выявили, что экспериментальная вакцина от гриппа не обладает цитотоксичностью и эффективно распространяет информацию о том, как «выглядит» респираторно-синцитиальный вирус человека.
У экспериментальной вакцины, основанной на живых ослабленных вирусах гриппа, есть как минимум два плюса. Во-первых, ее можно вводить интраназально, то есть в виде спрея в ноздри (ведь именно воздушно-капельным путем в основном и распространяются вирусы гриппа). Во-вторых, и H7N9, и петербургский, устойчивый к холоду штамм A/Leningrad/134/17/57, и их ближайшие родственники активируют сразу множество процессов и типов клеток в иммунной системе, когда попадают в организм. Это гарантирует, что вакцинация не пройдет впустую.