Феномен фейковых новостей стал особенно интересен общественности во время президентской кампании в США в 2016 году, когда фейки, дискредитировавшие кандадата Хилари Клинтон, якобы стали одной из причин ее поражения на выборах; в то же время победивший кандидат Дональд Трамп также обвинял СМИ в распространении фейковых новостей против него.
Несмотря на широкий интерес к фейкам, ученые до сих пор очень мало знают о том, как они на самом деле распространяются. Шаг к пониманию этого сделан в исследовании, опубликованном в Science Advances исследователями из университетов Принстона и Нью-Йорка.
Данные собирались в три захода, с апреля по ноябрь 2016 года. В выборку попало около 3500 человек, включая более 1300 респондентов, согласившихся установить приложение, которое делилось с исследователями информацией о том, что они постят в соцсетях.
Оказалось, что люди постили фейки в Facebook вовсе не так массово, как ожидалось. Из всей выборки только 8,5% участников распространяли ссылки с сайтов с фейковыми новостями.
При этом в распространении ложной информации участвовало лишь 3% людей в возрасте 18—29 лет, зато доля людей в возрасте старше 65 лет составляла 11%, что непропорционально много.
Исследователи также обнаружили корреляцию с политическими пристрастиями: среди распространявших фейки 18,1% были республиканцами, демократов же было 3,5%. Однако ученые предостерегли против того, чтобы ассоциировать идеологию со склонностью распространять фейковые новости. Такая корреляция, пишут они, может быть просто результатом того факта, что большинство поддельных новостей, появившихся в ходе кампании, было ориентировано в поддержку Трампа, республиканского кандидата, и против Клинтон — кандидата от демократов. С другой стороны, исследование показало, что образование, доход и гендер не имеют никакой систематической связи с распространением фейковых новостей.
Для идентификации фейковых новостей исследователи полагались на список доменов, собранный журналистом BuzzFeed News Крейгом Сильверманом, наиболее активно освещавшим этот феномен в 2016 году. Этот список дополнили другими источниками, информация из которых была позднее проверена и опровергнута фактчекинговыми организациями.
Исследователи подчеркнули, что то, как влияет на распространение фейковых новостей «цифровая грамотность» пользователей, еще предстоит выяснить.
Однако уже можно сделать вывод, что преподавание культуры потребления медиа в школах не так уж эффективно, ведь те, кому она действительно нужна, школу давно закончили.
Впрочем, на выборы в демократических политических системах влияет огромное количество факторов. Как недавно выяснили ученые из Хорватии, имеет значение даже голос кандидата.
Евгения Щербина