Все новости

Лососи, беглецы с рыбных ферм, выживают своих диких собратьев из норвежской реки. А питомники, создаваемые для поддержания популяции диких лососей, вместо этого их одомашнивают

По всему миру открываются питомники для поддержания популяции почти 200 видов диких рыб. Каждый год часть популяции вылавливают, размножают в неволе и выпускают обратно. Норвежские ученые подсчитали последствия, к которым приводит эта стратегия для атлантического лосося, и выяснили, что в неволе гораздо лучше диких рыб размножаются «бывшие домашние» лососи, сбежавшие в реку с рыбных ферм. В результате вместо сохранения исходного вида питомники фактически меняют его генотип на более удобный для разведения.

Атлантический лосось относится к проходным рыбам: большая часть его жизни протекает в море, а на нерест он заходит в пресные воды, поднимаясь по рекам. Там его нередко отлавливают для размножения в питомниках, а затем выпускают обратно. Подобные операции — часть программы по сохранению популяции атлантического лосося. Так, например, в норвежскую реку Эйра ежегодно выпускают 50 000 молодых лососей, рожденных в безопасной неволе. И каждый год особи, прошедшие через питомник, составляют 30—50% всей популяции, участвующей в размножении.

Кроме того, на той же реке находятся фермы, выращивающие лососей. За множество поколений одомашненный лосось стал как внешне, так и генетически отличаться от дикого. Особи на фермах, как правило, крупнее (во взрослом возрасте) и лучше размножаются в неволе, а в дикой природе чаще гибнут. Гибриды домашних лососей с дикими также выживают плохо. Каждый год с ферм на Эйре сбегают рыбы (по всей Норвегии таких лососей-беглецов насчитывается несколько сотен тысяч), оказываются в дикой природе и могут затесаться в популяцию, которую вылавливает питомник для размножения. В юном возрасте домашние лососи почти неотличимы от диких, поэтому заметить их на этапе отлова не получается.

Ученые и раньше указывали на возможные негативные последствия создавшейся ситуации: изменение структуры популяции, потеря генетического разнообразия и адаптивности. Исследователи из норвежского Трондхейма представили очередные доказательства тому, что размножать лососей в питомниках не лучший способ сохранить численность дикого вида. Они проанализировали генетические маркеры у рыб, появившихся на свет в питомнике и на воле c 2005 по 2011 год, и подсчитали соотношение потомков домашнего и дикого лосося. А затем сравнили эти данные с ежегодными отчетами рыболовов с конца 1980-х годов до наших дней.

Оказалось, что среди рыб, размножающихся в питомнике, потомков домашнего лосося (то есть беглецов с фермы) в несколько раз больше, чем потомков дикого лосося: численное преимущество доходило до четырехкратного в некоторые годы. Это, вероятно, происходит из-за отбора в питомнике: в дикую природу выпускают около 60% всех полученных рыб. Отбор проходят те, кто хорошо растет в неволе, и скорее всего это будут носители генов домашнего лосося. Таким образом, питомники, предназначенные для сохранения дикого вида, вместо этого одомашнивают его представителей.

Как менялась доля лососей, происхождение которых восходит к лососям с фермы, в популяциях, размноженных в питомниках (черный график) и родившихся на воле (серый график). Ingerid J. Hagen et al. / Nature Communications / CC BY-SA 4.0
Описание
Как менялась доля лососей, происхождение которых восходит к лососям с фермы, в популяциях, размноженных в питомниках (черный график) и родившихся на воле (серый график). Ingerid J. Hagen et al. / Nature Communications / CC BY-SA 4.0

Для борьбы с засильем домашнего лосося ученые предлагают сразу несколько мер: выращивать мальков в питомнике в более жестких условиях (чтобы домашние не имели преимуществ перед дикими), не отбирать их, исходя из размера, а лучше всего — делать генетические тесты и сразу отсеивать представителей одомашненной формы.

 Полина Лосева