Ученые вырастили первый кровеносный сосуд «в пробирке». Диабетом он болел, как настоящий. А когда эти сосуды пересадили мышам, они не отторгались по меньшей мере полгода, а их клетки дифференцировались в артерии и капилляры

Эксперименты по выращиванию органов добрались до кровеносной системы. Сегодня ученые из Австрии, Канады и США отчитались о создании миниатюрных человеческих сосудов в чашке Петри. Выращенные сосуды приживаются при пересадке мышам и позволяют моделировать диабет, если культивировать их в избытке сахара.

Выращивать человеческие органы с нуля мы пока еще только учимся, зато постепенно собираем коллекцию органоидов — микроскопических моделей органов. Они состоят из тех же клеток, что и оригиналы, воспроизводят их структуру и некоторые основные функции (сокращение, выделение веществ, реакция на внешние стимулы и т.д.). Не так давно список органоидов пополнился плацентой, и вот теперь журнал Nature опубликовал отчет о первом органоиде, моделирующем кровеносный сосуд.

Органоиды обычно выращивают из стволовых клеток: на них последовательно действуют разными веществами, вызывающими дифференцировку клеток в нужный тип (то есть имитируют реальные процессы развития человеческого зародыша), а затем сажают клетки на трехмерную молекулярную сеть, тем самым организуя их в пространстве. Через три недели работы у исследователей получился органоид, напоминающий кровеносный сосуд: внутри у него эндотелий (плоские клетки выстилки), снаружи — базальная мембрана (плотная белковая оболочка) и между ними изредка встречаются перициты (стволовые клетки сосудов) и отдельные стволовые клетки крови.

Чтобы подтвердить жизнеспособность мини-сосудов, их подсадили мышам под капсулу почки (там минимален риск иммунного отторжения). Сосуды прожили в мышах по меньшей мере полгода, не отторгались, не протекали и даже дифференцировались на более крупные (артерии, артериолы и венулы) и более мелкие (капилляры).

Полученные сосуды можно использовать как модель для изучения диабета, так как кровеносная система особенно остро реагирует на избыток сахара. Исследователи культивировали свои сосуды в подслащенной среде, и с ними произошло то же, что и с сосудами пациентов-диабетиков: базальная мембрана стала толще, а клеток выстилки и стволовых клеток стало меньше. То есть сосуды в целом стали менее гибкими.

Однако вылечить микро-сосуды от диабета оказалось гораздо сложнее. Ни одно из лекарств, применяемых сегодня против этой болезни, не помогло предотвратить изменения в стенках сосудов. Восстановить деление клеток эндотелия получилось только с помощью вещества DAPT — блокатора сигнального пути Notch, который пока в медицинской практике не применяется.

Полина Лосева