Все новости

Смертельный вирус довел кроликов до параллельной эволюции. Ученые сравнивали геномы трех популяций современных кроликов с геномами их викторианских предков, чтобы выяснить, что с ними сотворил миксоматоз

Ученые сравнили геномы кроликов, живущих в Австралии, Франции и Великобритании сегодня, с геномами их далеких предков (среди которых был и кролик из коллекции Чарльза Дарвина!). Оказалось, что в популяциях, давно оторванных друг от друга, приспособленность против вируса миксомы развивалась параллельно.

Кроликов в Австралию завезли переселенцы в XIX веке. И началось. Поскольку естественных врагов у кроликов в Австралии не было, они неимоверно плодились, шли по континенту и грызли все на своем пути. Австралийцам пришлось назначать награду за шкурки кроликов и ставить ограды длиной в сотни километров, чтобы защитить хотя бы часть страны от безудержно плодящегося зверька.

Читайте также: Пирующие на беззащитной чужбине. Какими биологическими последствиями опасна глобализация

Отчаявшись выиграть войну с кроликами при помощи заборов и массовых расстрелов, австралийцы применили последний аргумент — биологическое оружие массового поражения. Кроликов в 1950 году заразили миксоматозом — смертельно опасной вирусной болезнью из Южной Америки, от которой у ее жертв появляются опухоли на глазах, ушах и анусе. Этот вирус сделал свое дело и перебил 99% австралийских кроликов. В 1952 году миксоматоз и попал в Европу, когда во Франции тоже решили побороться с дикими кроликами, и теперь вредит кролиководству здесь.

Ученые изучили геномы особей, выживших после австралийского кроличьего миксопокалипсиса и кроликов из Европы, в том числе образцы из музейных экспонатов — пригодился даже личный кролик Чарльза Дарвина.

Кости кролика, когда-то находившиеся в коллекции Чарльза Дарвина. Trustees of the Natural History Museum
Описание
Кости кролика, когда-то находившиеся в коллекции Чарльза Дарвина. Trustees of the Natural History Museum

Проанализировав 20 000 генов 128 старинных кроликов — которые попали в музейные коллекции британских, французских, австралийских и американских музеев с 1865 по 1956 годы, — и 78 современных кроликов, пожертвованных на исследования охотниками, ученые составили картину изменений, которые произошли с кроликами за 150 лет. Они отобрали 1000 «снипов» (SNP, однонуклеотидных полиморфизмов), частота которых изменилась больше всего у кроликов из всех трех популяций, и обнаружили, что некоторые из них совпадают у всех. Изменения кроликов Австралии, Франции и Великобритании происходили в одних и тех же генах в несколько раз чаще, чем это должно было случиться случайным образом.

Читайте также: Эволюционируют прямо на глазах. Пять наглядных примеров видообразования

Часть изменений произошла в генах, связанных с работой иммунной системы, в частности, в гене, кодирующем интерферон IFN-α21A, один из белков, который выделяет организм в ответ на вторжение вирусов. Ученые синтезировали белок в том виде, в котором его производят современные кролики, и обнаружили, что он действительно останавливает размножение вируса миксомы лучше, чем его же версия викторианской эпохи.

Впрочем, как пишут авторы статьи в заключении, новые штаммы вируса стали еще заразнее и опаснее. Таким образом, патоген и его хозяин давят друг на друга, направляя курс естественного отбора.

 Максим Абдулаев