Все новости

Кино и СМСки настроили нигерийцев бороться с коррупцией. С их помощью американские ученые агитировали африканцев сообщать о противоправных действиях

С помощью специального фильма и СМС-рассылки американские психологи и политологи попытались облегчить нигерийцам борьбу с коррупцией. Несмотря на то что в стране не принято сообщать о преступлениях чиновников, после агитационного показа число СМС о коррупции значительно увеличилось.

Социально-активное поведение, как правило, приносит пользу обществу, а вот самому человеку помогает не всегда. Как показывают исследования, такое поведение может быть даже опасным, особенно если оно слабо распространено или даже не принято в обществе. Примером подобного поведения может послужить то, как обыватели сообщают при помощи горячих линий или СМС о политических или социальных проблемах.

Зачастую люди в силу разных причин не хотят так поступать. Однако их можно подтолкнуть к этому: как показывают исследования (1, 2), для того чтобы новая норма поведения распространилась в обществе, количество людей, поступающих согласно этой норме, должно достичь некоторой критической массы. В результате возникает эффект прорвавшейся плотины и линия поведения становится обиходной.

Авторы новой работы решили разобраться, что заставляет людей совершать социально-активные поступки и как эволюционируют стратегии коллективного поведения. Для начала они опросили 345 случайно выбранных нигерийцев о том, как те относятся к коррупции. Оказалось, что 80% респондентов считают ее серьезной проблемой, а 60% очень раздражены этим. Однако сообщать об этом нигерийцы не хотят по разным причинам: так не принято, некуда или сложно докладывать, бесполезно и, наконец, просто опасно.

После этого ученые решили подтолкнуть африканцев к борьбе с коррупцией. Они обратились к крупнейшей нигерийской кинокомпании, которая сняла двухчасовой фильм с участием двух знаменитых актеров. В нем рассказывалась история бедного рыбака и его брата. Разбогатев, брат работает с коррумпированными политиками, а рыбак восстает против системы.

Фильм сняли в двух версиях. В одной на экране демонстрировался номер, по которому можно было послать СМС и рассказать о каком-либо правонарушении. Сопровождающая надпись особо предупреждала, что сообщение бесплатное и его отправитель останется анонимным. Кроме того, к этому призывал и главный положительный герой — рыбак Натуфе.

Кадр из экспериментальной версии фильма. IROKOTV
Описание
Кадр из экспериментальной версии фильма. IROKOTV

Во второй, контрольной версии фильма этого не было. 31 800 копий фильма разослали в деревни или городские районы Нигерии, причем то, какую версию фильма послать, выбирали случайным образом. Кроме этого, после показа зрителям рассылали СМС с номером, на который можно было сообщить о коррупции. Ученые объясняют смысл эксперимента так: фильм должен был показать, что бороться с коррупцией в нигерийском обществе — это нормально, а СМС показывали самый простой и безопасный путь следовать такому поведению.

Исследователи не знали, сколько людей просмотрели подготовленный ими фильм. После двух стадий эксперимента они получили в общей сложности 3316 сообщений от 1685 людей. Среди них 241 человек отправил сообщение о коррупции с упоминанием конкретного человека или организации, которые замешаны в коррупции. В основном нигерийцы рассказывали о взятках и растрате среди политиков и полицейских.

Кроме того, ученые опросили около 1400 случайных зрителей фильма. Оказалось, что зрители действительно сменили свои взгляды о принятом в обществе поведении насчет коррупции. В частности, люди, посмотревшие экспериментальную копию, стали считать подобные сообщения менее опасными, но, вопреки прогнозам исследователей, не стали думать, что такое поведение широко распространено.

В целом, несмотря на не такую большую выборку, исследователи считают эксперимент удачным: они получили почти в два раза больше СМС о коррупции, чем в предыдущей подобной кампании.

 Евгения Щербина