Фотоловушки выявили разницу в поведении близкородственных обезьян. Оказалось, что шимпанзе и бонобо по-разному реагируют на установленные в африканском лесу камеры

Ученые проанализировали видео с камер, которые установлены в лесах по всей Африке, и сравнили реакцию на них трех видов обезьян: шимпанзе, бонобо и горилл. Как оказалось, все они замечали камеры и явно реагировали на них. Однако в зависимости от вида, возраста и других факторов эта реакция отличалась.
Бонобо, гориллы и шимпанзе Ammie Kalan
Бонобо, гориллы и шимпанзе
© Ammie Kalan

Всего в объективы фотоловушек попали 43 обезьяны (13 шимпанзе, 7 бонобо и 23 гориллы), ученые зафиксировали и проанализировали более 2000 случаев их взаимодействия с камерами. Авторы работы отмечают, что особенно неожиданным было разное поведение шимпанзе и бонобо. Это родственные виды, близкие генетически, и исследователи ожидали, что они будут вести себя одинаково.

Однако шимпанзе камеры мало заинтересовали, хотя они и замечали их присутствие, в то время как бонобо вели себя довольно беспокойно. Они поглядывали на камеры, но старались не подходить близко и держались подальше даже от тех мест, где стояли фотоловушки. Гориллы вели себя примерно так же, как бонобо. В целом реакции любопытства все же преобладали над реакциями страха у всех трех видов.

''

Различались и реакции внутри вида. Обезьяны, живущие неподалеку от людей, мало реагировали на появление незнакомого предмета на дереве. При этом в более глухой местности животные того же вида активно интересовались камерами. Предсказуемо больше интереса выказывали молодые обезьяны всех видов: они исследовали все новое в окружающей их обстановке, как и маленькие дети.

Процентное соотношение того, как обезьяны трех видов реагировали на видеокамеру
Процентное соотношение того, как обезьяны трех видов реагировали на видеокамеру

Авторы работы призывают всех исследователей, которые используют камеры для изучения поведения диких животных, делать поправку на то, как разные виды и разные особи реагируют на их присутствие. Как минимум, стоит начинать с ознакомительного периода, чтобы дать животным привыкнуть к новому объекту, и уже после этого можно изучать их поведение и считать его естественным.

Евгения Береснева