Найден первый денисовец не из Денисовой пещеры. Он жил в Тибете

Фрагмент челюсти, который принадлежал жившему на Тибетском нагорье 160 тысяч лет назад денисовцу, 39 лет назад нашел буддийский монах
Реконструкция челюсти денисовца, которую в 1980 году нашел в тибетской пещере Байшия буддийский монах Jean-Jacques Hublin / MPI-EVA, Leipzig
© Jean-Jacques Hublin / MPI-EVA, Leipzig

Фрагмент челюсти из тибетской карстовой пещеры стал первым материальным доказательством того, что денисовцы жили не только в Денисовой пещере на Алтае. С помощью методов палеопротеомики ученые подтвердили, что кость, которую тибетский монах нашел в 1980 году, принадлежит Homo denisovan. Возраст находки составляет не менее 160 тысяч лет, она стала древнейшим свидетельством жизни гоминид в суровых условиях Тибетского нагорья. Об этом сообщили авторы статьи, которую опубликовал научный журнал Nature.

Несмотря на то что первые кости гоминид в Денисовой пещере нашли еще в 1980-х, то, что это действительно новый вид Homo, выяснилось лишь в 2010 году. С тех пор денисовцев и их связь с современным человеком, а также другими нашими вымершими родственниками изучают достаточно активно.

Ранее останки денисовцев находили лишь в алтайской пещере, собственно давшей этим людям видовое имя. Сейчас науке известны останки пяти представителей Homo denisovan — двух мужчин, двух девочек — 8 и 10—12 лет и еще одного представителя того же вида, возраст и пол которого еще не определили. Кроме того, ученые обнаружили останки гибрида неандертальца и денисовца — девочки 13 лет.

В некоторых останках, найденных вне Денисовой пещеры, ученые уже подозревали родство с денисовцами. Например, это произошло с несколькими черепами, которые палеонтологи обнаружили неподалеку от китайского города Сюйчан (провинция Хэнань) в 2017 году. Возраст костей ученые оценили в 105—125 тысяч лет, а их обладателей назвали «архаичными Homo». Несмотря на близость по времени, эти подозрения не получили подтверждения. Морфологическое сходство этих останков с костями из Денисовской пещеры ученые оценить не смогли — алтайские находки очень фрагментарны, а сравнить ДНК оказалось невозможно, поскольку ученым не удалось ее выделить из сюйчанских черепов.

Так что до этого дня следы денисовцев вне пещеры находили лишь при помощи анализа геномов. В частности, мы знаем, что «денисовские гены» довольно часто встречаются у жителей Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании и Меланезии. На основании этих данных ученые даже построили карту миграций денисовцев.

Карта миграций различных видов человека из Африки. Передвижения денисовцев показаны зеленым. John D. Croft / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0

В научной статье, опубликованной сегодня в Nature, международная группа ученых описывает первую кость денисовца, которую нашли вне Денисовой пещеры. Правую половину челюсти с двумя полностью сохранившимися зубами обнаружил в карстовой пещере Байшия тибетский монах еще в 1980 году. Позже кость попала в Университет Ланьчжоу, где ее начали изучать в 2010 году.

Челюсть сохранилась относительно хорошо. Ее возраст ученые определили по карбонатной корке, в которой она находилась. Уран-ториевое датирование показало, что минимальный возраст окаменелости — 160 тысяч лет, то есть достаточно близко к самым старым останкам из Денисовой пещеры.