Все новости

Китайский мессенджер WeChat спровоцировал у пользователей альтруизм. Специальное приложение, с помощью которого китайцы дарят друг другу разные суммы, заставляло пользователей отправлять деньги по цепочке

Социологи изучили анонимизированную информацию о том, как благодаря приложению китайского мессенджера WeChat более чем три миллиона китайцев дарили друг другу деньги. Оказалось, что чем больше люди получали в подарок, тем больше они дарили. На такое альтруистическое поведение влияло также время, когда человек получал деньги, и размер группы пользователей, в которой он состоял.

Вопрос, почему люди делают что-то полезное другим людям, — один из ключевых в социологии. К сожалению, обычно у ученых не хватает данных для того, чтобы провести надежное исследование, ведь для этого в нем должны участвовать тысячи людей. Чаще в работах такого рода участвуют небольшие выборки людей, и это, как правило, студенты, по которым нельзя судить о поведении всех представителей общества.

Эту проблему позволил решить популярный в Китае сервис для обмена сообщениями WeChat (по данным 2018 года, им пользовались более миллиарда человек в месяц). В 2014 году он запустил приложение Red Packet, которое позволяет пользователям дарить деньги группе друзей. Оно основано на китайской традиции «тао хунбао», согласно которой друзья или родственники дарят друг другу на праздники или по другим случаям деньги в специально украшенных красных конвертах (именно к ним отсылает название приложения). 

Приложение оказалось очень популярным: с 2015 года по сей день китайцы подарили в нем около 36 миллионов «красных конвертов» на общую сумму, эквивалентную 24 миллионам долларов. Особенность Red packet состоит в том, что деньги, которые пользователь отправляет в группу в качестве подарка, распределяются не поровну, а случайным образом. При этом все участники группы видят, кому сколько досталось.

Читайте также: Порешаем вопрос. Ярославский филолог нашел слова, которые свидетельствуют о скрытой коррупции

Ученые из Массачусетского технологического института и Университета Цинхуа заинтересовались тем, как ведут себя люди, получая в подарок деньги таким образом. Мотивирует ли это их делиться подаренным с кем-то еще? Дарит ли счастливчик больше, чем остальные? Компания Tencent, владелец WeChat, предоставила исследователям анонимизированные данные о более чем трех миллионах пользователей приложения, чтобы они проверили свои гипотезы. Они состояли в 174 тысячах групп.

В ходе анализа этих данных ученые, например, смотрели, какова вероятность, что счастливчик, получивший наибольшую сумму, вскоре тоже пошлет кому-то красный конверт. При этом они учитывали, что близость во времени в данном случае не может быть достоверным показателем, так как чаще люди отправляют подарки в праздники и мотивом дарить может быть просто подходящее время, а не недавняя удача. 

Но оказалось, что щедрость пользователей в первую очередь зависела от размера полученной суммы. Чем она была больше, тем вероятнее счастливчик опережал остальных членов группы, посылая следующий красный конверт. Ученые делают вывод, что это подтверждают гипотезу, согласно которой самые удачливые участники группы должны делиться с другими щедрее всех.

Читайте также: Возвращенные кошельки рассказали о честности россиян. По сравнению с жителями 40 стран мира наши соотечественники оказались ни слишком честными, ни слишком вороватыми

Другой интересный результат состоит в том, что 81,4% самых удачливых пользователей Red packet отправляли больше денег, чем получали. Еще один вывод касался времени: оказалось, что в среднем получатель отправляет следующему 18,29% от полученной суммы в течение 24 часов. Этот эффект растет в течение первых трех часов после получения подарка, а затем стабилизируется, то есть люди чувствуют «приступ щедрости» примерно три часа после собственной удачи.

Также анализ показал, что в малых группах люди охотнее дарят деньги, что подтверждает один из тезисов теории игр, который объясняет такое поведение тем, что люди ожидают скорой компенсации. Если в группе были друзья пользователя, это также повышало вероятность того, что он пошлет деньги. Вместе с тем их отсутствие не сводило такую вероятность на нет: оказалось, что люди склонны отправлять денежные подарки и плохо знакомым людям.

В среднем все получатели передаривали 10,34% от суммы, которую получили, а самые удачливые дарили деньги другим в 1,5 раза чаще, чем остальные. Общий вывод такой: люди действительно склонны делиться своей удачей, а платформа, распределяя подарки неравномерно, побуждает их к этому. Исследователи предполагают, что на самых удачливых действует негласное социальное давление, побуждающее их уменьшить несправедливость распределения денег и передарить их еще кому-то, раз им самим досталось больше других.

 Евгения Щербина