Все новости

В новгородском монастыре раскопали лестницу из боярских саркофагов. Крышки саркофагов когда-то были ступенями, по которым люди поднимались в здание церкви

Ученые из Института археологии РАН обнаружили на территории Юрьева монастыря (Великий Новгород) шесть прочных каменных саркофагов. Среди захороненных в них — новгородский посадник (глава города) и члены его семьи, жившие на рубеже XII—XIII веков. Остальные, вероятно, были боярами. Судя по всему, крышки саркофагов когда-то образовывали ступени перед входом в Георгиевский собор монастыря.

Каменные саркофаги — довольно редкое явление в истории Руси, в том числе и домонгольского ее периода. Такие древние саркофаги находили только в четырех городах: Киеве, Чернигове, Переяславле-Хмельницком и Великом Новгороде. Все четыре в разное время были политическими и культурными центрами Руси. Такие сооружения чаще всего были семейными склепами, где хоронили сразу по нескольку членов одной семьи в каждом из саркофагов.

Специалисты из Института археологии РАН при раскопках Георгиевского собора Юрьева монастыря нашли близ южного фасада собора шесть саркофагов, сообщает пресс-релиз института, поступивший в редакцию «Чердака». Они находились непосредственно перед входом в церковь — на одинаковом расстоянии друг от друга, но на разной глубине, так что их крышки образовывают ступени широкой лестницы. Исследователи полагают, что в XII—XIII веках крышка самого ближнего к собору саркофага находилась вровень с полом храма, а самого дальнего — на уровне поверхности земли. 

Раскопки у восточного фасада Георгиевского собора Юрьева монастыря. предоставлено пресс-службой ИА РАН
Описание
Раскопки у восточного фасада Георгиевского собора Юрьева монастыря. предоставлено пресс-службой ИА РАН

Плиты, накрывающие саркофаги, весят по полторы тонны, то есть их установка требовала усилий шести-восьми здоровых мужчин. Почти в каждом саркофаге лежало несколько погребенных, среди которых были мужчины, женщины и дети. Тела были завернуты в бересту, на всех женщинах были высокие кожаные сапоги, на мужчинах — кожаная погребальная обувь.

Береста из захоронения. предоставлено пресс-службой ИА РАН
Описание
Береста из захоронения. предоставлено пресс-службой ИА РАН

За исключением серебряных серег в одном из погребений, в них нет никакого имущества, что указывает на строгое следования христианским нормам. Останки взрослых принадлежат людям, которым было не менее 50 лет (это видно, в частности, по степени износа позвонков). Суставы также носят следы значительного износа. Такое может быть как от повышенной физической активности (типичной для воинов того времени, но менее объяснимой для женщин высокого статуса), так и от проблем с суставами. Зубы исключительно высокого уровня сохранности, что для этого периода чаще всего связывают с потреблением большого количества мясной пищи.

Обработка фрагментов скелета, найденного в саркофаге. предоставлено пресс-службой ИА РАН
Описание
Обработка фрагментов скелета, найденного в саркофаге. предоставлено пресс-службой ИА РАН

Никаких надписей на саркофагах нет, что типично для захоронений людей, хорошо известных в свое время, но затрудняет их идентификацию сегодня. В Новгородской первой летописи, напоминают участники раскопок, упоминается, что возле Георгиевского собора был похоронен Мирошка Несдинич — новгородский посадник (глава города) в 1189—1204 годах. В летописи также говорится о его сыне Дмитрии, который тоже был посадником Новгорода и был погребен рядом с отцом. Исходя из этого, а также из явных признаков состоятельности погребенных (довольно дорогая обувь, место захоронения, редкость каменных саркофагов на Руси) археологи предполагают, что нашли захоронения боярской семьи Мирошкиничей, связанной с Людиным концом (один из пяти «концов», районов Новгорода Великого).

Каменные саркофаги. предоставлено пресс-службой ИА РАН
Описание
Каменные саркофаги. предоставлено пресс-службой ИА РАН

Скорее всего, остальные саркофаги также принадлежат новгородским боярам, а не монахам. Известно, что в этот период монахи обители хоронились с кожаными нательными крестами и кожаными поясами, на которых отмечались даты церковных праздников. Следов таких предметов в саркофагах нет. Погребения не могут быть монашескими и из-за наличия в них женщин (монастырь не был женским), а также из-за наличия у захороненных лиц женского пола откровенно светской обуви (высокие кожаные сапоги).

 Иван Ортега