За девять дней чужой кал разнообразил диету коал. И это, возможно, сэкономит деньги австралийских налогоплательщиков

Австралийские ученые кормили коал, питающихся исключительно эвкалиптом прутовидным, суспензией с калом их сородичей, которые едят другой эвкалипт — косой. В результате изменился и микробиом, и пищевые привычки коал, которые раньше ели только прутовидный эвкалипт: животные стали питаться и эвкалиптом косым. Подобный способ влиять на диету может сэкономить время и деньги австралийским властям, которые сейчас вынуждены расселять сотни животных, чтобы уберечь их от голодной смерти.

В 2013 году коалы, живущие на мысе Отвей в штате Виктория (Австралия), столкнулись с проблемой перенаселения, которая привела к полному объеданию крон эвкалипта прутовидного, основной еды местных коал. В итоге погибло 70% популяции животных на мысе. Причем дело было не столько в нехватке еды, сколько в привередливости коал: на мысе растет и другой вид эвкалипта, косой, которым коалы тоже питаются, но местные животные, за редким исключением, им пренебрегали.

Авторы работы, опубликованной в Animal Microbiome, предположили, что проблема не в каких-то идеологических принципах коал, а в разнице между микробиомом животных, которые питаются разными видами эвкалипта. Ученые изучили фекалии коал с разной диетой и выяснили, что это действительно так: в микробиоме животных, которые кормятся на эвкалипте косом, больше видов бактерий, которые лучше переваривают клетчатку, а в этих растениях как раз ее и больше, в отличие от эвкалипта прутовидного.

Для проверки гипотезы о зависимости диеты от микробиома ученые поставили эксперимент. Они взяли фекалии коал, которые питаются эвкалиптом косым, и сделали из него инокулят — препарат фекалий с микробиомом на их поверхности.

После этого люди поймали 12 поедателей эвкалипта прутовидного и разделили их на две группы — экспериментальную и контрольную. Экспериментальную группу девять дней кормили пилюлями с инокулятом кала коал, питающихся эвкалиптом косым. Контрольную группу в это же время лечили плацебо — тоже калом, но заведомо бесполезным, взятым у таких же любителей эвкалипта прутовидного. После окончания эксперимента за животными наблюдали еще 18 дней.

Все это время коалам предоставляли на выбор листья обоих видов эвкалипта и наблюдали за тем, как менялись пищевые предпочтения животных. В то же время кал животных изучали, чтобы проследить изменения в микробиоме.

Состав микрофлоры животных стал меняться в ходе эксперимента, правда незначительно. Через девять дней в фекалиях коал из экспериментальной группы жило уже от 8 до 14% видов-индикаторов, характерных для микрофлоры коал — поедателей эвкалипта косого. Эти животные действительно изменили свои привычки и уже после окончания курса приема инокулята стали есть эвкалипт косой. Правда, как пишут авторы, не было общей разницы между контрольной и экспериментальной группами, но была связь между мерой, в которой изменился микробиом конкретных особей, и тем, сколько нового для себя эвкалипта косого они стали есть.

Положительные числа (зеленым) показывают, что в кишечнике коал увеличивается доля бактерий Firmicutes, что характерно для микрофлоры поедателей эвкалипта косого. На оси ординат показан объем съеденного эвкалипта косого

Ученые заключают, что результаты их работы могут помочь коалам. Случай на мысе Отвей — не единственный, и в таких ситуациях властям Австралии приходится переселять сотни животных в другие места, где растет именно их любимая порода дерева. Если же менять микрофлору коал, то можно будет сэкономить время и деньги, решив трудности простой сменой диеты коал.