Клинические испытания томского препарата для диагностики рака планируется начать в 2018 г.

Применение разработки позволит существенно уменьшить объем хирургического вмешательства при раке молочной железы у женщин

ТОМСК, 22 сентября. /ТАСС/. Ученые планируют в 2018 году начать клинические исследования не имеющего мировых аналогов радиофармпрепарата для диагностики рака молочной железы, который был разработан Томским политехническим университетом (ТПУ) совместно с Томским научно-исследовательским медицинским центром (Томский НИМЦ). Об этом сообщил в пятницу журналистам научный сотрудник лаборатории вуза Евгений Нестеров.

"Такой препарат не производится нигде в мире - это томская разработка, его применение позволит существенно уменьшить объем хирургического вмешательства при раке молочной железы у женщин. В этом году мы провели доклинические исследования. Следующим этапом станут клинические исследования препарата, которые продлятся не менее двух лет. Их планируется начать в 2018 году", - сказал Нестеров.

Он пояснил, что при раке молочной железы в случае подозрения на метастазы хирурги вынуждены удалять всю лимфатическую сеть от шеи до поясницы. Препарат, разработанный учеными-ядерщиками ТПУ и медиками Томского НИМЦ, позволяет удалять только пораженные лимфоузлы, существенно сокращая масштабы хирургического вмешательства. В ходе МРТ-исследования с использованием данного препарата доктор сможет точно определить количество и место локализации пораженных раком лимфоузлов.

Исследования проводятся в ТПУ на единственном в России исследовательском реакторе, который в пятницу отмечает 50-летие.

Ранее ТАСС сообщал, что ТПУ планирует на своем единственном действующем в вузах РФ исследовательском реакторе организовать линию по производству изотопов лютеция-177 и лютеция-178. Они обладают свойствами, позволяющими использовать их в медицине: у них небольшой период полураспада, энергии испускаемых бета-частиц достаточно для того, чтобы облучить пораженные клетки и не задеть прилегающие к ним здоровые. На основе этих изотопов затем синтезируют радиофармпрепараты для лучевой терапии. Радиофармпрепараты с изотопами вводятся в организм пациента, усваиваются организмом, а изотоп, накапливаясь в определенных органах, облучает пораженные клетки, минимально воздействуя на здоровые ткани.

Исследовательский реактор ИРТ-Т введен в эксплуатацию в 1967 году, его мощность составляет 6 МВт. На его базе ведется подготовка специалистов для ядерно-физической отрасли и медицинской инженерии, а ученые разрабатывают, в частности, технологии и оборудование для получения новых радиофармпрепаратов, а также методы нейтрон-захватной терапии для лечения онкологических заболеваний. В 2016 году вуз запустил на реакторе единственное в РФ производство изотопа фосфора-32, который используется, прежде всего, для проведения биохимических исследований в качестве индикатора, а также для лучевой терапии.