Редкая курильница с солнечными знаками III тысячелетия до н. э. найдена в Хакасии

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 августа. /ТАСС/. Редкая курильница - сосуд для сжигания трав конца III тысячелетия до н. э., украшенная солнечными знаками, найдена в Хакасии экспедицией Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН) и Русского географического общества. Эта находка позволит с точностью до 50 лет датировать целый пласт памятников древнего изобразительного искусства на территории Южной Сибири, сообщили ТАСС в ИИМК РАН.

"При раскопках могильника Итколь II в Ширинском районе Хакасии найдено захоронение знатной женщины, относящееся к Окуневской археологической культуре периода ранней бронзы, XXV-XVIII вв. до н. э., - сказал руководитель Саянской экспедиции ИИМК РАН Андрей Поляков. - Самой важной находкой, значение которой трудно переоценить, стало обнаружение небольшой глиняной курильницы, на которой три рисунка с изображением "солнцеликих личин". Раньше такие изображения встречались только на скалах или отдельных камнях, теперь же появляется возможность определить период, когда они были сделаны".

Будущий экспонат Эрмитажа

Предыдущая находка такого масштаба была сделана в 2010 году и послужила основанием для начала исследований на могильнике Итколь II. В ближайшее время курильницу доставят в Санкт-Петербург, где с ней будут работать реставраторы Государственного Эрмитажа.

"Курильница нуждается в реставрации, поскольку она была повреждена, скорее всего, в древности, когда в могилу женщины подхоронили тело ребенка, - отметил Поляков. - По завершении реставрации ИИМК РАН передаст ее в коллекцию Эрмитажа".

Ученые считают, что найденное захоронение уникально по многим причинам, и особенной удачей для археологов стало то, что оно не было ограблено. При исследовании могилы обнаружен многочисленный погребальный инвентарь, указывающий на особый статус погребенной - около сотни подвесок из зубов разных животных, изделия из кости и рога, два сосуда, два игольника с костяными иглами внутри, бронзовый нож и более 1,5 тысячи бисерин, которыми была обшита одежда женщины. Назначение нескольких костяных изделий археологи пока не определили, их предстоит изучать, есть версия об их ритуальном значении.

Близки к индейцам, но родом из Казахстана

Исследования Итколя II планируется продолжить в 2017 году, когда ученые рассчитывают открыть центральные захоронения этого кургана. Археологи ожидают в них новых находок, рассказывающих о людях Окуневской культуры, не имеющей аналогов в Сибири по богатству и разнообразию своего художественного наследия. Современные антропологи считают, что представители этой культуры, относившиеся к смешанному европеоидно-монголоидному типу, имеют наибольшее для всей Сибири родство с американскими индейцами.

Поляков рассказал также, что в ходе исследований сезона 2016 года ученые смогли выдвинуть новую версию о происхождении окуневцев. На каменной плите в конструкции кургана на Итколе II найдено редкое изображение быка с удлиненным прямоугольным туловищем, характерное не для Южной Сибири, а для территории современного Казахстана, что дало археологам возможность предположить, что носители Окуневской культуры могли прийти в Хакасию с более южных территорий.

На каменных перекрытиях захоронений в одном из курганов на Итколе II экспедицией найдены выбитые на камне изображения - так называемые окуневские личины. Археологи считают, что это не портреты людей, а, вероятнее всего, изображения духов, богов или других сверхъестественных существ. Одна из личин относится к типу, не встречавшемуся ранее.

Трехмерный древний мир

Экспедиция ИИМК РАН работает на могильнике Итколь II с 2008 года, и за это время здесь собрана значительная коллекция археологических находок - более 560 предметов. В 2016 году ИИМК РАН и РГО начали совместный проект "Тайны древних художников Сибири", цель которого - изучение художественного наследия Окуневской культуры, которая считается одной из самых ярких культур эпохи ранней бронзы во всей Северной Евразии.

Свое название она получила по урочищу Окунев улус на юге Хакасии, где в 1928 году был впервые раскопан могильник этого типа. Наиболее известный памятник этого искусства - знаменитые "Окуневские стелы" - антропоморфные каменные изваяния высотой в несколько метров. Верх этих фигур выполнен в виде клюва птицы, в средней части - изображения одного или нескольких антропоморфных существ, а нижняя представляет собой раскрытую пасть змеи, обращенную вниз, что указывает на очень развитые верования, в соответствии с которыми мир делился на три части.