Сибирские ученые научили стволовые клетки бороться с гепатитом и диабетом

Специалисты выяснили, что так называемые мультипотентные мезенхимальные стволовые клетки обладают уникальной способностью к миграции в больные участки тела

НОВОСИБИРСК, 18 декабря. /ТАСС/. Ученые Сибирского отделения РАН научились направлять стволовые клетки, находящиеся в организме человека, на лечение болезней, в том числе диабета и гепатита С. Об этом сообщило официальное издание СО РАН "Наука в Сибири".

Специалисты выяснили, что так называемые мультипотентные мезенхимальные стволовые клетки (МСК), находящиеся в спинном мозге, обладают уникальной способностью к миграции в больные участки тела и обеспечивают регенерацию поврежденных тканей. "Мы выяснили, что независимо от характера повреждений активизировались МСК костного мозга, однако при этом они не мобилизировались в периферическую кровь", - цитирует издание директора Научно-исследовательского института фармакологии и регенеративной медицины им. Е.Д. Гольдберга СО РАН Александра Дыгая.

Для активизации этого процесса ученые разработали препарат, который увеличивает содержание МСК в периферической крови до 1000%. Лекарственные средства подобного действия есть за рубежом, ряд их выведен на рынок. Однако производство препарата очень дорого. Один курс обходится в 100-200 тыс. руб. Кроме того, такие лекарства неудобны для регенеративной медицины, так как они являются инъекционными, а на лечение требуются годы, отмечается в публикации.

Недавно ученым института ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН совместно с институтом цитологии и генетики СО РАН и резидентом биотехнопарка Кольцово "Саентифик фьючер менеджмент" удалось получить молекулу, которая станет основой таблеток с высокой биодоступностью.

Эти препараты помогут в лечении гепатита, переходящего в цирроз. Лекарство вызывает миграцию нужных стволовых клеток в повреждённый орган.

Однако более перспективным препаратом для регенеративной медицины, по мнению ученых, стал созданный с помощью такой же технологии другой препарат - "иммобилизированной гиалуронидазы". Благодаря его способности увеличивать рост клеток в несколько раз, достигается значительный экономический эффект при лечении заболеваний препаратами с белковой формулой. Эффективная доза снижается от 3 до 10 раз. Уже есть результаты лечения на моделях пневмофиброза, эмфиземы лёгких, диабета первого и второго типа, ишемии семенника.

Кроме того, с помощью препарата можно получить стимулятор капиллярного кровообращения, не обладающий побочными эффектами.