Ученые раскопали под Новосибирском останки одних из самых молодых мамонтов в Евразии

ТОМСК, 7 октября. /ТАСС/. Томские ученые привезли с раскопок одного из крупнейших кладбищ мамонтов в Азии, которое находится в Новосибирской области, около 600 останков крупных млекопитающих, в том числе останки одних из самых молодых мамонтов в Евразии, вымерших около 11 тысяч лет назад. Исследователи также обнаружили орудия древних людей, сообщили сегодня в пресс-службе Томского государственного университета (ТГУ).

"Раскопки проводились в селе Мамонтовое на местонахождении Волчья грива. Без преувеличения можно сказать, что это одно из крупнейших кладбищ мамонтов в Азии. Ранее считалось, что самая большая концентрация костей этих плейстоценовых гигантов была зафиксирована на местонахождении Берелех (Северная Якутия), но в сентябрьском раскопе она оказалась выше в два с лишним раза", - сказали в пресс-службе.

По словам заведующего лабораторией континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя ТГУ Сергея Лещинского, у многих мамонтов имеются признаки заболеваний скелетной системы. Вероятно, мамонты приходили туда в поисках отложений, содержащих полезные элементы. Самым молодым найденным остаткам - около 11 тысяч лет, то есть они из периода, когда почти везде в Евразии шерстистые мамонты уже вымерли.

Среди уникальных находок совместной экспедиции ТГУ, Вроцлавского университета (Польша) и Института археологии и этнографии (Новосибирск) - 11 каменных артефактов, в том числе изделия из кварцита и кварца, которые древние люди могли использовать в качестве инструментов. В вузе подчеркнули, что артефакты и кости обнаружены в одной плоскости. "Это говорит о том, что человек и мамонты видели друг друга, то есть они существовали в одном временном пространстве", - рассказал Лещинский.

По его мнению, люди появлялись в местах массового скопления крупных животных, чтобы добыть без лишних усилий бивни и шкуры погибших животных, либо охотиться на ослабленных особей. "Ясно одно - люди, чьи орудия найдены на Вольчей гриве, были свидетелями естественной массовой гибели мамонтов", - добавил он.