Зонд PSP впервые проследил за появлением солнечного ветра в окрестностях корональных дыр

Эти частицы выбрасываются в результате пересоединения линий магнитного поля светила, сообщила пресс-служба Университета Калифорнии в Беркли

ТАСС, 7 июня. Межпланетный зонд Parker Solar Probe (PSP) впервые проследил за тем, как поток солнечного ветра возникает в окрестностях корональных дыр на поверхности Солнца и обнаружил, что эти частицы выбрасываются в результате пересоединения линий магнитного поля светила. Это открытие исключает все остальные альтернативные теории, сообщила в среду пресс-служба Университета Калифорнии в Беркли.

"Главный итог наших наблюдений заключается в том, что быстрый солнечный ветер зарождается в результате пересоединения линий магнитного поля, существующих внутри воронкообразных структур в корональных дырах. Они распределены внутри дыр не случайным образом, а связаны с так называемыми ячейками супергрануляции, внутри которых материя светила циркулирует между его поверхностью и недрами", - заявил профессор Университета Калифорнии в Беркли (США) Стюарт Бейл, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Миссия Parker Solar Probe была выведена в космос в августе 2018 года для решения одной из самых амбициозных задач в истории астрономии и космонавтики - сближения с Солнцем на минимально возможное расстояние, которое составит примерно шесть миллионов километров. В конечном итоге работа PSP завершится погружением в раскаленную атмосферу светила, что произойдет, как ожидают ученые, в середине текущего десятилетия.

Одной из главных задач PSP, как отмечает профессор Бейл, было изучение процесса зарождения солнечного ветра, потока заряженных частиц, непрерывно выбрасываемых светилом. До отправки зонда к Солнцу у теоретиков было две теории, одна из которых связывала формирование солнечного ветра с пересоединением линий магнитного поля звезды, а авторы второй идеи предполагали, что поток заряженных частиц порождался так называемыми плазменными, или альвеновскими, волнами.

Источник солнечного ветра

Бейл и его коллеги открыли первые свидетельства того, что первая теория значительно ближе к реальности, чем вторая. Ученые совершили это открытие при анализе данных, которые были собраны во время десятого сближения PSP с Солнцем в ноябре 2021 года. Это было знаменательно тем, что тогда зонд NASA пролетел через основание коронального выброса плазмы и провел внутри него примерно два часа.

Ученые воспользовались этим случаем для изучения того, как устроены корональные дыры и какие процессы протекают в них в тех точках, где, предположительно, возникают тонкие пучки заряженных частиц, из которых впоследствии возникает общий поток солнечного ветра. Для этого ученые изучили магнитную структуру солнечного ветра в окрестностях корональных дыр и определили скорость движения порождаемых ими частиц.

Оказалось, что пучки выбрасываемых частиц не были расположены внутри корональных дыр случайно - они совпадали по положению с воронкообразными структурами, где линии магнитного поля погружаются в толщу Солнца. Периодические разрывы и пересоединения этих линий, как показали расчеты астрономов, вырабатывают достаточное количество энергии для "катапультирования" частиц с поверхности светила и формирования быстрого солнечного ветра, возникающего над полюсами звезды.

Понимание этого, как отмечают профессор Бейл и его коллеги, позволит астрономам составить более точную модель недр Солнца. Это, в свою очередь, поможет ученым более корректно прогнозировать поведение светила и то, как в его недрах зарождаются выбросы корональной материи, способные нарушить работу орбитальных спутников и вызывать массовые сбои в работе инфраструктуры на Земле, подытожили исследователи.