Все новости

Эксперты призвали обеспечить привлекательные условия для молодежи в науке

По словам директора Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) Григория Трубникова, это необходимо для прорывного укрепления кадрового потенциала

МОСКВА, 24 октября. /ТАСС/. Молодежь, в первую очередь, ищет в науке решения актуальных и интересных задач, а также ощущения причастности к масштабному проекту. На смену мягкому стимулированию талантливых молодых людей должен прийти режим "шокирующего градиента привлекательности" - обеспечение максимально комфортных условий для прорывного укрепления кадрового потенциала, сказал в понедельник директор Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), академик Григорий Трубников.

Вопрос привлечения молодежи в науку в рамках Десятилетия науки и технологий затрагивался на встрече заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Чернышенко с президентом РФ Владимиром Путиным.

"Среди основных задач Десятилетия - привлечение в науку талантливой молодежи. 10 лет - этот тот период, в которой должны произойти реальные преобразования: обновление приборной базы, создание условий для кадрового роста, повышения уровня заработной платы ученых и расширения возможностей для приобретения жилья. Это проблемы, которые волнуют молодого исследователя. Но в первую очередь, научная молодежь ищет привлекательную исследовательскую задачу, ощущение причастности к масштабному проекту или решению актуальных проблем в конкретной отрасли", - сказал Трубников.

За последние годы, отметил он, в стране произошел перелом тренда, и молодежь пошла в науку. Молодые талантливые люди как из России, так и из других стран стали приезжать в Дубну и делать научную карьеру. Важно эту динамику закрепить, подчеркнул Трубников.

"В сложившейся в настоящее время геополитической обстановке жесткая необходимость быстрого, прорывного, укрепления кадрового потенциала сферы науки и высоких технологий, в том числе за счет привлечения большого количества молодых исследователей и специалистов, приобрела исключительно острый характер. В этих условиях желательно перейти от применявшихся до сих пор мер мягкого стимулирования талантливой молодежи, адекватных для эволюционного режима прошлых лет, к прямому рекрутированию способных молодых людей в востребованные сферы науки и технологий посредством создания исключительно благоприятных условий учебы и работы, разумеется при условии тщательного отбора", - сказал академик.

По его мнению, только режим "шокирующего градиента привлекательности" способен обеспечить решение задачи прорывного роста кадрового потенциала научно-технологической сферы России.

От наставников абитуриентов до молодежных лабораторий

Директор Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (ИЦиГ СО РАН), академик Алексей Кочетов, комментируя журналистам проблему привлечения молодых в науку, отметил положительный опыт создания молодежных подразделений в его институте.

"В целом опыт создания молодежных подразделений в ФИЦ ИЦиГ СО РАН показал, что такие коллективы характеризуются гибкостью при выборе методических подходов для решения поставленных задач, активно сотрудничают с другими молодежными коллективами - обмениваются опытом и используют общий пул знаний и умений. Их можно рассматривать как своего рода полигон для проверки перспективных гипотез, поиск лидеров - будущих организаторов новых направлений. Считаю эту программу одним из значимых достижений правительства и Министерства науки и высшего образования", - сказал Кочетов.

Академик отметил, что ставка на молодых является одной из главных составляющих стратегии развития ИЦиГ СО РАН. На сегодня в институте действуют 12 молодежных лабораторий, 11 работает с 2019 года, одна добавилась в 2021 году. В структуре ИЦиГ есть три филиала - два работают в области медицины, один - в области селекции растений, молодежные лаборатории организованы в каждом из филиалов.

Ректор Сибирского федерального университета Максим Румянцев считает, что привлечение в науку должно быть не просто агитацией, но системной работой, направленной на трансформацию исследовательского любопытства в научное мышление через знакомство с методом и приобретение соответствующих навыков.

"Хорошо, если эта работа будет организована на разных уровнях. Например, с 2021 года мы ввели такой формат работы с абитуриентами как наставничество, за ребятами, набравшими высокие баллы при поступлении, закрепляются ведущие ученые, которые курируют их и помогают начать путь в науке. Во "взрослые" научные коллективы, которые реализуют НИОКР, входят наши студенты - важно, чтобы они видели, как делается большая наука", - сообщил он журналистам.

В этом году университет разворачивает деятельность по организации студенческих стартапов, в том числе в наукоёмких областях, что позволит привить студентам не только научные, но и бизнес-компетенции и более глубоко интегрировать молодежь в современную научную повестку. "Для тех молодых людей, которые уже выбрали науку делом своей жизни и занимаются ключевыми темами исследований, мы стараемся создать комфортные условия, например, обеспечить жильем на кампусе", - сказал ректор.