Раскрыта трехмерная структура ключевого белка вируса оспы обезьян

По мнению специалистов, это позволит создать препарат, блокирующий размножение патогена

ТАСС, 28 сентября. Европейские молекулярные биологи раскрыли трехмерную структуру белка VP39, играющего ключевую роль в формировании РНК-копий генома вируса оспы обезьян. Эти данные помогут создать лекарства, блокирующие размножение этого патогена, пишут исследователи в электронной библиотеке bioRxiv.

"Мы подготовили кристаллы и детально изучили структуру белка VP39 в комбинации с препаратом синефугином, который был разработан для блокировки этого фермента у других вирусов. Структура VP39 у этих патогенов оказалась очень схожей, что дает надежду на создание универсальных противовирусных препаратов", - пишут исследователи.

Вирус оспы обезьян (MPXV), получивший в апреле и мае распространение в ряде стран Западной Европы, выявлен и на других континентах. Помимо Великобритании, за последнее время случаи заражения были зарегистрированы в большинстве стран Западной Европы, а также в США, Канаде и в государствах Южной и Юго-Восточной Азии. По статистике ВОЗ, к середине сентября общее число случаев заражения превысило 61 тыс., от болезни умерли 23 человека.

Группа молекулярных биологов под руководством Эвжена Буржи, руководителя научной группы в Институте органической химии и биохимии Академии наук Чехии в Праге, впервые изучила точную трехмерную структуру белка VP39, играющего роль в процессе формирования новых вирусных частиц MPXV в клетках людей и приматов.

Ключевой белок вируса

Белок относится к числу так называемых РНК-метилтрансфераз - ферментов, отвечающих за нанесение или удаление метиловых меток с поверхности нитей РНК. Эти белки играют важную роль в формировании так называемого "кэпа", особой метки на концевом участке РНК, которой помечены все копии генов многоклеточных живых существ.

Наличие или отсутствие кэпа в молекуле РНК позволяет клеткам людей и животных распознавать чужеродный генетический материал и уничтожать его. Вирусы пытаются противодействовать этому, используя свои собственные метки или элементарно "воруя" их у клетки. Соответственно, блокировка работы VP39 позволит клеткам отличать собственные и вирусные белки, что приведет к уничтожению последних.

Руководствуясь этими соображениями, ученые подготовили копии фермента VP39, обработали их при помощи синефугина, экспериментального лекарства для блокировки вирусных РНК-метилтрансфераз, и заморозили полученные белковые кристаллы. Они были просвечены при помощи синхротрона BESSY II, что помогло ученым раскрыть точную трехмерную структуру данного вирусного белка.

Эти эксперименты указали на то, что трехмерная структура VP39 у вируса оспы обезьян очень похожа на то, как устроены аналогичные ферменты в других патогенах, крайне далеких в эволюционном отношении от MPXV. Как считают ученые, это позволит уже в ближайшее время создать препарат, который будет блокировать размножение вируса оспы обезьян, а также множества других патогенов.

Следует добавить, что статья, о которой рассказывается в этой новости, представляет собой так называемый препринт. Это означает, что ее не рецензировали независимые эксперты и не проверяли редакторы научных журналов, как это обычно бывает в подобных случаях. Поэтому к выводам из нее и аналогичных статей нужно относиться осторожно.