Вспышку оспы обезьян связали с изменениями в трехмерной структуре генома вируса

Соединение управляло работой гена, подавляющего врожденный иммунитет

ТАСС, 20 июня. Китайские молекулярные биологи обнаружили, что все образцы вируса оспы обезьян (MPXV), извлеченные из организма недавно заразившихся пациентов, содержат сдвиг в трехмерной структуре гена C9L. Он отвечает за подавление врожденного иммунитета и мог стать причиной быстрого распространения вируса. Пишут ученые в статье в электронной библиотеке bioRxiv.

К такому выводу пришла группа молекулярных биологов из Китая, изучая трехмерную структуру генома вируса оспы обезьян. Они предположили, что на активность некоторых вирусных генов могло повлиять несколько факторов. Например, изменения в форме белковой "упаковки" вирусной ДНК и РНК или появление и исчезновение различных петлей и завитков в их структуре.

Чтобы выяснить это, ученые расшифровали геномы 200 африканских и европейских образцов MPXV. При помощи этих данных биологи реконструировали трехмерную форму ДНК вируса и матричной РНК.

Анализ структуры показал, что один участок матричной РНК вируса, расположенный внутри гена С9L, присутствует последовательность нуклеотидов, которая способствует образованию так называемого G-квадруплекса. Так биологи называют особую трехмерную структуру, похожую по форме на три петли, расположенные рядом друг с другом.

Как правило, появление таких структур внутри нити РНК резко снижает вероятность успешного "прочтения" соседних с ними генов. Клетки и вирусы пользуются этим для гибкого регулирования активности тех участков генома, рядом с которыми появляются G-квадруплексы. В случае с вирусом оспы обезьян, G-квадруплекс управлял работой гена, который играет ключевую роль в подавлении врожденного иммунитета.

Исследователи сравнили структуру гена C9L в образцах и обнаружили, что структура G-квадруплекса поменялась. Он стал менее стабильным с химической точки зрения.  Это привело к повышению активности этого участка вирусной РНК.

Подобное изменение, как отмечают исследователи, встречается во всех образцах 2022 года. По этой причине ученые считают, что сдвиг в трехмерной структуре генома мог сыграть ведущую роль в повышении заразности MPXV и в быстром распространении вируса оспы обезьян среди жителей Европы, США и других регионов мира.