МОСКВА, 6 июня. /ТАСС/. Исследователи Донского государственного технического университета (ДГТУ) разработали математические модели для нового метода выявления дефектов автомобильных дорог. Он позволит точно выявить проблему без снятия покрытия и вовремя начать ремонт дорожного полотна, сообщила в понедельник пресс-служба Минобрнауки России.
"Математическая модель, разработанная совместно с кафедрой "Информационные системы в строительстве" ДГТУ, позволяет задать все необходимые для расчетов параметры: толщину слоев асфальтобетона, оснований и грунтов. За счет этого можно воспроизвести на компьютере так называемую расчетную чашу прогибов (то, как трасса деформируется под нагрузкой)", - сказал доцент кафедры "Автомобильные дороги" ДГТУ Артем Тиратурян, слова которого приводятся в сообщении.
По словам ученого, чтобы дефект был устранен , необходимо решать проблему на уровне грунта, который, например, может быть слишком увлажнен, либо при строительстве дороги может быть в целом нарушена система отведения воды. Если не учесть подобные изменения, то дорожное полотно будут разрушаться ежегодно. Предложенная в ДГТУ разработка сочетает в себе применение математических моделей и инструментальных измерений, что позволяет определить, на каком уровне и в каком слое возникла проблема.
Для этого, как отмечают авторы работы, в модели закладываются идеализированные параметры - механических свойств каждого слоя - и далее расчетные показатели накладываются на полученные экспериментальными методами данные. Прочность дорог исследователи измеряют с помощью установки, которая позволяет имитировать реальную нагрузку автотранспорта, а установленные на ней датчики регистрируют деформации. Полученные данные ученые сравнивают с проектом, и если они расходятся, то дают рекомендации о необходимости ремонта.
В министерстве добавили, что разработанные в ДГТУ вычислительные алгоритмы не уступают, а во многом и превосходят известные мировые практики в этой области. А получены результаты уже позволяют анализировать весь процесс деформирования дорожного покрытия.